Адаптация инвалидов к жизни в современном обществе - Yaboltushka.ru

Адаптация инвалидов к жизни в современном обществе

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Инвалидность — особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность человека в некоторых сферах жизнедеятельности. Социальная адаптация людей с физическими отклонениями в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 19,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Хужина Радмила Дамировна

студент 5 курса, кафедра социальной работы

Научный руководитель Испулова Светлана Николаевна

канд. педагогических наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,

Инвалидность — это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности — это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.

Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает [3, с. 195]:

— причина инвалидности — это не само заболевание, как таковое;

— причина инвалидности — это барьеры вокруг.

Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Социальная модель инвалидности базируется на философии независимой жизни инвалидов, которая определяется как инновационная технология, основной социально-психологической установкой которой является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества. Безусловно, что профессиональная адаптация и реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д.

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ему приходится преодолевать — это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Причины трудностей в трудоустройстве инвалидов кроются в трех основных сферах [2, с. 43]:

— фактической — уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;

— правовой — законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно ложатся на работодателя;

— информационной — бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, — это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи. социальный адаптация инвалид российский

Трудоустройство инвалидов в России в последние годы начало набирать обороты, особенно, когда появилась возможность свободного доступа к интернету. Сегодня даже на сайтах по поиску работы существует раздел «удаленная работа», есть возможность найти работу по своей специальности, например, вести бухгалтерию организации. Удаленная работа имеет ряд положительных факторов. Самое главное, что это работа на дому. Для людей, не способных самостоятельно передвигаться, это очень важно. Работа на дому выполняется в то время, когда удобно инвалиду, когда позволяет его самочувствие. И очень важен психологический момент, когда человек чувствует, что он кому-то нужен и полезен.

С целью изучения потребностей и основных проблем трудоустройства инвалидов, вопросов их информированности о положении на рынке труда, а также о роли и значении государственной службы занятости, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 18 безработных инвалидов. Практически две трети опрошенных инвалидов считают свои доходы низкими. Вместе с тем, лишь каждый шестой рассчитывает исключительно на свои силы в процессе решения возникающих трудностей. Две трети — убеждены, что им необходима внешняя помощь.

Очевидно, что инвалиды стараются не потерять имеющуюся работу, поскольку поиск новой может затянуться. Если же инвалид оставляет место работы, то здесь наиболее частыми причинами выступают низкая оплата труда, невозможность выполнения тяжелой физической работы, которые очень часто сочетаются с действиями руководства, направленными на избавление от работника не способного энергично трудиться.

В поисках работы инвалиды, как правило, обращаются к родственникам и друзьям. Не получив каких-либо результатов, обращаются уже в службы занятости. Многие занимаются подработкой, стараясь хоть как-то улучшить свое материальное положение. При этом, практически все нацелены на получение постоянной работы, предполагающей социальные гарантии.

Полезность своего обращения в центр занятости была оценена на высоком уровне. Что касается предоставляемых услуг, то не обо всех из них проинформированы инвалиды. На первом месте оказалась услуга по профессиональной подготовке и переподготовке. Второе место занимают юридические консультации. Третьим в рейтинге востребованных оказалось информирование об опыте поиска работы другими инвалидами.

Невысокий процент трудоустройства инвалидов объясняется их низким образовательным и профессиональным уровнем, отсутствием мотивации к трудовой деятельности, постоянно сокращающимся количеством рабочих мест, пригодных для трудоустройства, в первую очередь, на специализированных предприятиях. Более половины инвалидов трудоустроено в рамках квотирования рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни, преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.

Особое внимание, безусловно, стоит уделить отношению инвалида к данной проблеме. В ходе исследования было доказано, что конечный результат напрямую зависит от активности инвалида, его жизненных установок, уверенности в своих силах, возможности собственными силами решать возникающие проблемы. В настоящее время отношения государственных социальных служб и инвалидов носят скорее патерналистский характер, который в определенной мере не дает инвалиду самому управлять своей жизнью.

Данная психологическая составляющая является очень важной в процессе социально-трудовой адаптации инвалидов. Для формирования активной жизненной позиции инвалида, борьбы с собственными страхами, нами было предложено взаимное консультирование — метод, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Он предполагает консультирование инвалида по вопросам, в том числе трудовой занятости, другим инвалидом, который смог добиться положительного результата, имеет опыт. Реализация данного метода возможна в деятельности территориальных служб занятости, либо социальных служб с участием специалистов по социальной работе.

Пока общество не сделает обдуманные шаги навстречу, социальная адаптация инвалидов к нахождению в обществе не состоится. Залог успеха в адаптации инвалидов к более-менее полноценной жизни — их взаимоотношения со здоровыми людьми.

1. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. — 2015. — № 3 (10) — 8. — С. 28-29.

2. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 2. — С. 39-50.

3. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-1. — С. 190-200.

4. Чуксина, В. В., Комиссаров, Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Извест. Иркут. госуд. экономич. акад. — 2015. — № 1. — Том 25. — С. 126-134.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.06.2014

Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 17.09.2008

Социальная адаптация: понятие и виды. Основные проблемы граждан пожилого возраста в современном обществе. Структура и функциональные особенности дома-интерната. Формы и методы социальной работы с престарелыми людьми и инвалидами в стационарном учреждении.

дипломная работа [217,7 K], добавлен 18.09.2015

Инвалидность как состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, его категории и формы проявления. Права и льготы инвалидов в России.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 15.05.2014

В Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 04.01.2009

Адаптация инвалидов к жизни в современном обществе

Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения — это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.

Как государство помогает адаптироваться к жизни людям с инвалидностью

Движение без барьеров

Панику — отставить!

С Лией Герасименок мы встретились в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов. Здесь девушка с сентября ведет кружок английского языка. Занятия три раза в неделю, и ее, колясочницу, мама Наталья Александровна привозит на машине. В психологической адаптации к первому рабочему месту не было необходимости — здесь Лие все знакомо. Ведь в этом учреждении она каждый год, а то и по три раза в год, проходила месячные курсы комплексной реабилитации.

Пока Лия разучивает английские слова со своими кружковцами Эвелиной и Агатой, мама Наталья Александровна вспоминает, как они сюда попали в первый раз. Лие было три с половиной года. Ее здоровые ровесники вовсю бегали и общались, а она даже ползать не могла и не разговаривала. Ее кормили с ложечки, одевали, мыли.

Наталья Александровна посвящает в историю болезни дочери. Малышка родилась преждевременно, но тяжелый диагноз поставили только в годовалом возрасте — детский церебральный паралич в форме спастической диплегии, при которой не работают мышцы спины, рук и ног. У Лии третья степень тяжести патологии из четырех возможных.

— Поначалу я была в панике, — вспоминает Наталья Александ­ровна. — Воспитывала дочку без мужа и не представляла, как все это выдержу, как буду жить на одно пособие. Ведь, чтобы постоянно быть рядом с дочерью, мне пришлось отказаться от профессии — работы в банке. Но веру в себя помог вернуть психолог. Он сказал, что, если я возьму себя в руки и буду много-много работать, мы с дочкой можем многого добиться.

Прорыв в развитии произошел в первые два года реабилитации: Лия смогла сидеть и разговаривать.

Упорству сильных поем мы песню

Все держать в уме

— Надомное обучение я даже не рассматривала, — объясняет Наталья Александровна. Хотя для нее, казалось бы, проще — не надо возить на коляске каждый день, преодолевая барьеры. — Но меня, во-первых, мучал вопрос ее интеграции в общество: я ведь не вечная, а она должна уметь не только читать, сама себя обслуживать, но и общаться! Во-вторых, помогло государство, выделив нам социальную квартиру, оборудованную элементами безбарьерной среды, и она находилась рядом со школой, в которой тоже были условия для передвижения на коляске.

Отношение одноклассников и других детей к «особенной» ученице Наталья Александровна прокомментировала так:

— Лия была одной из четырех учеников с ограничениями по здоровью, но при этом единственная колясочница. В классе удалось создать атмосферу, что проблем во взаимоотношениях не возникало — на переменах, при переходе в другой кабинет одноклассники еще и спорили, кто достоин везти коляс­ку с Лией! К ней относились как к равной, помогали справиться с бытовыми трудностями.

В обучении учителя обеспечили Лие индивидуальный подход. Из-за слабого кистевого захвата рук письменных заданий особенной ученице давали мало. Ее задача была — все запомнить и воспроизвести вслух. И до сих пор Лия пишет только печатными буквами. Знаете, как она сдавала письменный экзамен по математике в 9-м классе? Учитель садился рядом с ней и записывал то, что она надиктовывала. Получила девять баллов. В уме Лия складывала и умножала такие числа, какие ее ровесники считали в столбик.

Кроме того, неутомимая мама Лии искала и находила все возможности, чтобы обеспечить дочери не только учебу, но и полноценное развитие. Возила ее на танцы в инвалидных колясках, в модельную инклюзивную школу, занималась рисованием.

— Мы с ней понимали, что высокие оценки, развитие коммуникативных навыков — ее единственная возможность остаться в социуме, — объясняет Наталья Александровна и тут же критически оценивает себя: — Родительница, признаюсь, Лие досталась непростая. Мне не раз говорили, что я слишком строга к ней. Мол, с собственным ребенком так нельзя. Но беспокойство за ее будущее подогревало во мне желание не жалеть ни себя, ни ее. Вдохновлялись примерами из кинофильмов о людях с тяжелыми диагнозами, которые многого в жизни добивались.

Лия Герасименок тоже достигла успеха — она окончила школу с отличием. Если бы у нее не было ДЦП, она бы могла выбрать любой вуз или ссуз при такой успеваемости. Но медико-экспертная реабилитационная комиссия дала единственную рекомендацию — учитель. Без вариантов. Девушка поступила в Минский лингвогуманитарный колледж и тоже получила диплом с отличием. Но, несмотря на высокие оценки, вопрос распределения оказался почти тупиковым. Ценой огромных усилий удалось найти единственное учреждение, которое согласилось взять на работу колясочницу, — Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов.

Четверть ставки счастья

Своей первой зарплатой Лия Герасименок пополнила семейный бюджет, на эти деньги починила компьютер. Без него ее работу сложно представить: из интернета Лия скачивает мультфильмы, стихи и тексты на английском языке, чтобы использовать для занятий с детьми. Лия указывает на большую коробку — там целая пачка папок с готовыми наглядными материалами. К слову, компьютерные навыки получила в центре. Сейчас возможностей рук при сохраняющейся спастике кистей достаточно, чтобы нажимать на клавиши и работать с мышью.

Персонал центра помнит Лию. К первому рабочему месту ей не пришлось привыкать — все знакомо.

Администрация центра удовлетворена тем, как работает молодой специалист. Там констатируют, что помощь ей оказали только в сфере организации работы кружка, в сопровождении она не нуждается. Кружок посещают 12 детей, но в группах по два-три человека. Занятость у Лии неполная. Ограничения установила МРЭК, разрешив трудиться всего на четверть ставки. Но спустя три месяца работы молодая преподавательница утверждает, что она совсем не устает от общения с детьми и хотела бы всю жизнь помогать детям с инвалидностью. Директор центра Людмила Кондрашова говорит, что будет рассматривать вопрос о большей продолжительности занятости Лии.

Олег Токун, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:

— Работать или нет, человек с инвалидностью решает для себя сам. К тому же МРЭК выдает каждому индивидуальную программу реабилитации, где есть раздел «Профессиональная реабилитация инвалидов». В ней обозначено, что показано гражданину — обучение, переобучение, трудоустройство или адаптация к трудовой деятельности самостоятельно либо при содействии службы занятости населения.

На рынке труда инвалиду сложно конкурировать со здоровым человеком. Поэтому законодательством предусмотрены дополнительные меры, направленные на обеспечение их занятости. Кроме того, действующее законодательство гарантирует инвалидам право на труд, устанавливает запрет на дискриминацию в трудовой сфере по причине инвалидности, а также содержит конкретные меры содействия в трудоустройстве.

Ежегодно в службу занятости обращается около 5 тысяч инвалидов. Из них до 40 процентов трудоустраивается при содействии службы занятости.

Поиск работы через службу занятости населения имеет определенные преимущества. Кроме основных услуг, для инвалидов предусмотрены дополнительные гарантии: трудоустройство на забронированные рабочие места, трудовая адаптация, приоритетное направление на обучение с оплатой расходов на проживание и проезд, сопровождаемое трудоустройство, выдача субсидий на собственное дело — варианты есть. При этом все услуги бесплатны.

Кроме того, существует ряд мер по поддержке нанимателей, принимающих на работу людей с инвалидностью. Среди них — финансирование их затрат по адаптации инвалидов к новой работе, компенсационные выплаты при создании рабочих мест, ряд налоговых льгот и преференций.

Чтобы расширить возможности трудоустройства людей с инвалидностью и вовлечь в этот процесс наибольшее количество нанимателей в соответствии с разработанным законопроектом «О правах инвалидов и их социальной интеграции», преду­сматривается введение механизма квотирования рабочих мест. Он предполагает, что предприятиям устанавливается определенное количество рабочих мест для людей с инвалидностью в процентном соотношении от общей численности работников. Такой подход практикуется во многих странах.

КОММЕНТАРИЙ

Людмила Кондрашова, директор Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов:

— В нашем центре оказывают комплексную медико-социальную реабилитацию детям-инвалидам от 3 до 18 лет с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствие которых — нарушения опорно-двигательного аппарата. Каждый год мы помогаем около 1200 ребятам. В среднем один курс реабилитации обходится государству в 4000 рублей. А таких курсов за все свое детство ребенок проходит до полутора десятка и более. Первостепенная задача — сформировать у них навыки самообслуживания и научить учиться, в том числе дистанционно.

За время существования реабилитационного центра более 25 000 ребят с ограничениями улучшили свое физическое состояние и прошли социальную адаптацию. За последние шесть лет у 58 удалось достичь таких успехов, что медики сняли им инвалидность.

Дети с инвалидностью хотят и могут профессионально реализовать себя. Из 18 выпускников 11-х классов, которые прошли реабилитацию в прошлом году, четверо поступили в вузы, восемь человек — в средние специальные учебные заведения, трое — в профессионально-технические учреждения.

Среди наших бывших подопечных есть врачи, повара, физики, педагоги. Один из выпускников сейчас учится в БНТУ, другой поступил в духовную семинарию. Большинство детей выбирают профессии, которые связаны с помощью людям.

В Беларуси более полумиллиона людей с инвалидностью. Из них на основании заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) только около 115 тысяч инвалидов имеют показания к труду. Около шестидесяти процентов из них работают.

СТАТИСТИКА «ОСОБЕННОГО» ТРУДА

В этом году при содействии службы занятости трудоустроено 1479 человек с инвалидностью, из них 512 — в счет брони. В рамках сопровождаемого трудоустройства нашли работу 186 человек. На обучение направили 122 инвалида по 19 профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, — машинист (кочегар) котельной, парикмахер, оператор ПЭВМ, бухгалтер, рабочий зеленого строительства, и др.

Субсидии для организации предпринимательской деятельности, а также в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности выделены 37 лицам с инвалидностью. На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 378 инвалидов.

Проблемы и средства социально-бытовой адаптации инвалидов

Определение «инвалид» закрепилось за людьми, имеющими те или иные физические, психические, коммуникативные ограничения. К сожалению, многие люди в обществе считают таких индивидуумов иждивенцами и обузой для остальных членов социума.

На самом деле, если организовать для инвалидов определенные условия, они вполне способны не только выполнять простейшие процедуры, касающиеся собственной гигиены и жизнеобеспечения, но и зарабатывать себе на жизнь, участвовать в социально значимых событиях, заниматься спортом, развлекаться — попросту жить, как любой другой человек. Социально-бытовая адаптация требует особого отношения и внесения изменений в инфраструктуру населенных пунктов, домов и дворов.

Проблемы передвижения

Люди, ограниченные в передвижении — инвалиды-колясочники, потерявшие одну или обе нижние конечности, жертвы ДЦП и других заболеваний, приводящих к потере способности самостоятельно с легкостью передвигаться. Для их адаптации в городе требуются особые условия — горки-пандусы для подъема и спуска на этажи или крыльцо здания, поручни в метро и подземных переходах, кнопки вызова у входных дверей государственных учреждений, магазинов, аптек, спортивных организаций.

При рассмотрении такого фактора, как социально-бытовой, адаптация будет включать в себя также оборудование зданий, где живут люди с ограниченными физическими возможностями, приспособлениями для их удобства. Дело не только в улучшении качества жизни путем обеспечения возможности передвигаться в доме и на ближайшей к нему территории, но и в повышении уверенности в себе инвалидов, что положительно отражается на их психологическом состоянии и коммуникативных навыках.

Проблемы социальной адаптации инвалидов по большей части связаны с недостатком внимания к их решению со стороны государственных учреждений и частных компаний. Так, неприятные ситуации возникают при попытках передвигаться доступным для обычных граждан транспортом. Социальные программы предусматривают оборудование транспорта спецсредствами.

Поиск работы для людей с ограниченными возможностями

Социальная адаптация инвалидов в обществе включает в себя помимо обеспечения возможности передвижения, общения, права пользоваться теми же благами, которые предоставлены обычным гражданам, предоставление рабочих мест. Получение работы для инвалидов в обществе — средство обеспечить себя должным количеством финансовых средств, осуществить свое право на труд, почувствовать себя полноценным членом общества. Последнее — важная часть социально-психологической адаптации для людей с ограниченными возможностями, какого бы характера эти ограничения не были.

Поэтому программа социальной адаптации людей с ограниченными возможностями подразумевает создание рабочих мест путем подбора доступной им деятельности. Потенциальными работодателям выплачивают дотации на специальное оборудование и приспособления, позволяющие участвовать в рабочем процессе людям с ограничениями.

Социально-психологический фактор

Большую важность в повышении качества жизни играет социально-психологическая адаптация инвалидов. Люди с ограниченными физическим возможностями стеснены своими особенностями, не любят повышенного к ним внимания, что осложняет общение. Кроме того, сложности в передвижении не позволяют им часто бывать на прогулках, в местах отдыха, парках, центрах досуга и развлечений — там, где люди чаще всего знакомятся и находят новых друзей (для полноценной адаптации инвалидов необходимо предоставить им равные с остальными гражданами возможности и социальные условия).

Особенно это касается детей — ребенок с инвалидностью не только часто лишен общества сверстников, но в окружении детей своего возраста часто становится мишенью для насмешек. Адаптация инвалидов детского возраста требует повышенного внимания. Рекомендуемые меры, которые предусматривает программа психологически-социальной адаптации:

  • Воспитание в детях сострадания, адекватного отношения к людям с ограничениями физического и психического характера.
  • Оборудование школ и детских садов пандусами, поручнями и другими приспособлениями, облегчающими передвижение инвалидов.
  • Обучение персонала детских садов и школ обращению с детьми, ограниченными в передвижении и/или коммуникативной сфере.

Адаптация инвалидов к жизни в обществе, обучение их востребованным профессиям, психологическая помощь — все это нужные и важные вещи, которые должны обязательно быть в списке любой программы помощи таким людям. Социальной нагрузкой инвалидов, которая поможет им почувствовать себя нужными членами общества, может стать общественная деятельность — занятия с детьми, выступления на соревнованиях в доступных им видах спорта и другие.

Социально-психологическая сторона жизни инвалидов — важная часть программы адаптации, требующая участия как рядовых членов общества, так и представителей государственных учреждений. Чтобы люди с особенностями не чувствовали себя выкинутыми из жизни, изгоями и иждивенцами, следует помочь им стать полноправными членами социума. Социальная жизнь инвалидов не должна быть обусловлена их особым положением.

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны. Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями. Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн. (45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г. общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью. 17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы. На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества. Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%). Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%). В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы. В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%. В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум. Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей. Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи. Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности. Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: