Аутизм: почему появляются «дети дождя»? - Yaboltushka.ru

Аутизм: почему появляются «дети дождя»?

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Аутизм: почему появляются «дети дождя»?

Хотя я в своих статьях я иногда затрагиваю медицинские темы, но никогда не претендую на то, чтобы меня воспринимали как эксперта. Я просто излагаю свою точку зрения на разные вопросы и подаю информацию так, как я ее понимаю.

Читайте также  Brands - платформа скидок и акций со всей россии

Поскольку сейчас, как я уже писала, идет процесс интеграции особенных деток в коллектив обычных ребят, нужно нам всем разобраться, хорошо это или плохо, что ребенок, скажем, с аутизмом, будет воспитываться вместе с вашим здоровым ребенком. А чтобы понять, стоит потратить немного времени на изучение вопроса, не так ли?

Диагнозы, подобные аутизму, не препятствуют тому, чтобы малыши посещали комбинированные или обычные группы в садике, если форма заболевания не препятствует пребыванию в детском коллективе.

Первый раз я узнала об аутизме, когда моя знакомая рассказывала, как она работала в социальной службе и пришла в дом, где воспитывался ребенок-инвалид. Что с ним, она предварительно не знала. Зашла, хорошенький мальчик лет 5 спокойно сидел на стуле. Соцработник поздоровалась с мальчиком, спросила, как дела и как его зовут, а он вообще никак не отреагировал.

Даже не удостоил взглядом, словно ее нет. Мама мальчишки объяснила, что это аутизм. Я помню, поразилась рассказу, я не имела понятия о том, что это заболевание внешне при беглом взгляде не заметно. Ведь умственная отсталость обычно сразу видна на личике малыша, а вот аутизм…

Кстати, детки, у которых диагностировали ранний аутизм, отличаются необычной красотой, особенно, мальчики. У них лицо принца и прекрасные глаза – это не просто метафора, а проявления заболевания наряду с другими признаками. Но основной показатель, который должен заставить родителей заподозрить болезнь, – отсутствие зрительного контакта с родными людьми.

Сразу скажу, что заболевание – не приговор, и упорный труд родителей, а также специалистов может максимально социализировать ребенка для жизни в обществе.

Для тех, кто хочет изучить проблему аутизма глубже…

Отдельно хочу рассказать о книге Мэри Линч Барберы «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Автор – мать мальчика с аутизмом. Она описывает все этапы принятия особенности ее ребенка – от полного отрицания до освоения революционной методики обучения и выработки необходимых для жизни навыков у ребенка.

Родителям точно нужно сделать эту книгу настольной, а педагогам-дефектологам законспектировать рекомендации, проверенные автором не только на собственном сыне, но и на сотнях деток, которым она смогла помочь.

Книга поможет научить ребенка общаться с окружающим миром, поэтому логопедам тоже она будет небезынтересной. Ведь основная проблема воспитания таких деток – неумение их выражать свои желания и мысли посредством речи. При этом речевой аппарат у них позволяет разговаривать, как все.

Кстати, почему аутистов называют людьми или детьми дождя? Вроде как пошло от одноименного названия американского фильма с Дастином Хоффманом и Томом Крузом, где Хоффман сыграл аутиста по имени Рэймонд, что созвучно английскому словосочетанию «человек дождя» – Rain Man. Душевный фильм, который поможет лучше понять «людей дождя».

Как определить, есть ли у ребенка синдром задержки развития?

Аутизм является одной из форм задержки развития, которая выражается в патологическом неприятии окружающего мира. Дети, мы сегодня говорим о них, настолько погружены в себя, что не желают впускать в свой мир даже мать. Причины раннего аутизма до сих пор не ясны научному миру, но самое важное, что этот синдром преодолим.

Когда ребенку ставят такой диагноз, то мамочки обычно задают два вопроса: за что и почему? Оба вопроса – риторические, никто не виноват, что заболевание настигло именно их ребенка. За что такое наказание и в чем причина, уже неважно, теперь нужно аккумулировать свои силы и направить их на преодоление проблемы.

От степени взаимодействия, поддержки, желания и стремлений родителей, специалистов, педагогов зависит, станет ли малыш на путь выздоровления. Первый шаг – принять болезнь и назвать ее по имени. Закрывая глаза на проявления синдрома, вы теряете драгоценное время и лишаете малыша возможности излечиться.

Стоит сказать, что различают такие виды аутизма: ранний (до 2-х лет), детский (до 11 лет), подростковый (до 18 лет) и взрослый. Пока поговорим о раннем и детском аутизме.

Итак, симптомы, которые говорят о наличии аутизма у малышей:

  • Отсутствие реакции на близких людей у младенцев. Есть такое понятие – комплекс оживления, когда младенец при виде матери проявляет оживление: замирает, улыбается, начинает двигать ручками и ножками, агукает. Если нет оживления при виде мамы, уже подозрительно. Это младенцы. В 3 года, когда дитя воспринимает мать, дерево, кота одинаково бесстрастно, – это тоже беда.
  • Недостаточная или неадекватная реакция на внешние раздражители: резкие звуки, мокрые пеленочки или штанишки, голод, жажда являются сильным раздражителем для детей. Если реакции ноль либо временами слишком резкая реакция, тоже стоит задуматься.
  • Отношение к еде: уже в младенчестве можно заметить избирательное отношение к разным видам пищи. Острое неприятие цвета, формы, вкуса определенного вида продукта – тревожный признак.

На что еще обратить внимание, если есть подозрения на аутизм?

С ранним аутизмом могут возникнуть проблемы в смысле диагностики. Обычно родители не хотят замечать или просто невнимательны к ребенку и не отмечают странные проявления, особенно у первенцев. Еда и реакция на подгузники – признаки расплывчатые, по-моему. Мало ли, какой характер у малыша.

А вот отсутствие любой реакции на маму в раннем возрасте – единственно верный способ определить наличие раннего аутизма и уже начать корректирующую терапию.

Детки постарше проявляют помимо вышеназванных, другие признаки синдрома:

  • Низкая потребность в общении с людьми, в том числе – родственниками и сверстниками. Нередко у таких деток подозревают глухоту и даже слепоту, настолько низкий у них уровень взаимодействия с окружающим миром. Дело в том, что «дети дождя» болезненно принимают все проявления мира, замыкаются в себе и живут в себе.

Самостоятельно справиться с этим состоянием они не могут, а своевременная целенаправленная работа может помочь аутисту принять мир целостно.

  • Речь используется минимально либо вообще ребенок не разговаривает.
  • Повторение одного и того же действия, звука, слова неоднократно, без видимой необходимости.
  • Интерес лишь к одному виду деятельности. Например, ребенок может только рисовать, а больше ничего освоить не в состоянии. Кстати, эти детки могут проявлять гениальность в каком-то умении: рисовать, вычислять в уме, программировать.
  • Проявление паники при малейшей смене привычного уклада: даже в магазин идете другой дорогой, уже малыш очень нервничает и даже может впасть в истерику.
  • Патологическое стремление к одиночеству. Даже преодолев неприятие людей, аутист будет испытывать постоянную потребность в одиночестве.
  • Чрезмерная избирательность в еде. Я уже это говорила, но хочу добавить, что проявляется данный признак не просто, что ребенок не ест манную кашу. Он может не есть все продукты красного или зеленого цвета, либо не прикоснется к любой твердой пище.

Как строить жизнь малыша-аутиста?

Первое правило, которого нужно придерживаться, если у ребенка синдром «человека дождя», не отчаиваться и помнить, что ваш малыш – такой же, как все, лишь имеет особенность в восприятии мира. Не замыкайтесь и не прячьте малыша: ранняя мягкая социализация поможет еще к школе преодолеть тяжелые симптомы аутизма.

Но крайне важно все делать грамотно и правильно, иначе будет лишь усугубление состояния ребенка. Ищите информацию о болезни, специалистов, общества родителей таких же деток и не держите проблему в себе. Только вы ответственны за судьбу сына или дочери, поэтому – прочь страхи, боритесь за своего малыша.

Что касается дошкольных учреждений, то лучше выбирать логопедические группы или комбинированного типа, если они есть в садике. Вам не могут отказать в приеме в сад, если есть разрешение медицинской комиссии. Настраивайтесь на тесное сотрудничество с педагогами и руководством детсада.

Ваш ребенок нуждается в повышенном внимании, нежели другие детки. К нему должно проявляться больше снисходительности, в связи с его замкнутостью и страхами. Обеспечьте теплые отношения с воспитателями и нянями, рассказывайте им, как лучше поступить в том или ином случае, просите звонить вам.

Если малыш не проявляет агрессии к другим детям, никаких особых причин не принять ребенка в обычную или комбинированную группу нет. Вы должны понять, что готовиться в садик вам нужно заблаговременно, постепенно, мягко. Как ни трудно будет малышу привыкнуть к саду, без этого этапа никак нельзя обойтись. Общение с людьми, налаживание речи, приобретение необходимых навыков для жизни – это даст ему садик.

Особенности развития «деток дождя» таковы, что с одной стороны, внешний мир доставляет им сильный психологический дискомфорт, а с другой – без выхода «в люди» выздоровление никогда не наступит. Но работа должна вестись и дома, и в садике. Не перекладывайте ответственность на педагогов! Это ваш ребенок!

«Дети дождя»: Как распознать аутизм на ранней стадии?

Что это за болезнь и к кому обращаться за помощью — далее.

Каждая мама радуется появлению ребенка в своей жизни. Первые прикосновения, первая улыбка и первые шаги – такие моменты незабываемы. Подрастая, дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, заводят верных друзей, веселятся в счастливом семейном кругу. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Порой радость новоявленных мам вдруг сменяется страхом и непониманием. Чадо не проявляет интереса к родным, не любит объятий и равнодушно к игрушкам. В замешательстве родители приводят своего малыша к врачу и слышат диагноз, который сегодня звучит все чаще: «детский аутизм». Что это за болезнь, как родителям понять, что пора бить тревогу, и к кому бежать за помощью? Об этом рассказала заведующая детским отделением ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» Елена Дружинина.

Читайте также  Дефекты речи у ребенка

– Елена Андреевна, давайте начнем с самого начала. Объясните, пожалуйста, что такое аутизм?

– Согласно МКБ-10 – международной классификации болезней, детский аутизм – это общее расстройство развития, проявляется до трех лет. Характеризуется аномальным функционированием во всех сферах социального взаимодействия и ограниченным, повторяющимся поведением. Входит в группу общих расстройств психологического развития.

– Как часто это расстройство сегодня встречается у детей? Каковы его причины?

– По статистике, аутизмом в мире страдает более 10 млн человек, при этом отмечается ежегодный прирост на 11 – 17%. Это связано с улучшением обследования, изменением диагностических критериев, что позволило включить в статистику детей и взрослых, которым ранее выставлялись другие диагнозы.

В большой степени аутизм связан с генами. Однако неясно, что оказывает превалирующее влияние на появление расстройств аутистического спектра — взаимодействие множества генов либо редкие мутации, имеющие сильный эффект.

Некоторые родители отмечают связь проведения вакцинации и начало развития болезни, однако в подавляющем числе научных исследований связи между вакцинацией и расстройством не найдено. Влияние возраста родителей и вредные привычки во время беременности также не нашли доказательной базы, но данные факторы являются серьёзным риском для развития других психических расстройств.

– Как понять, есть ли у ребенка аутизм? По каким признакам и симптомам это можно заметить?

– Критериями при постановке диагноза являются:

– раннее начало (до трех лет), при этом зачастую присутствует период нормального развития;

– качественные нарушения социального взаимодействия (отсутствие реакции на эмоции других людей);

– качественные нарушения в общении (речь для таких детей не является средством коммуникации);

– нарушения в ролевых и социально-имитационных играх: относительное отсутствие творчества и фантазии (игры однообразны: выстраивание в ряды, кручение колес у машин, а не их катание и др.);

– отсутствие эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу;

– нарушение использования тональности и выразительности голоса при общении;

– жестикуляция не сопровождает разговорную коммуникацию;

– часто наблюдается привязанность к необычным предметам или их нефункциональным элементам (запаху, качеству поверхности, структуре);

– своеобразные (вычурные) страхи (боязнь ступеней, определённого цветка или насекомого);

– нарушения сна, приема пищи (значительная избирательность в еде либо ее форме/консистенции);

– эмоционально-волевые нарушения, вспышки гнева, агрессия, аутоагрессия (кусают себя, бьются головой, выдергивают волосы).

– В чем сложности общения с такими детьми? Как нужно себя вести?

– Такие дети зачастую не используют речь с целью коммуникации, обмена информации, не умеют строить длинные, сложноподчинённые предложения, поэтому следует задавать вопросы, исходя из словарного запаса ребенка, и так, чтобы на них можно было ответить одним словом или простой фразой.

– Считается, что дети с аутизмом чувствительны к шумам, прикосновениям, есть проблемы с поведением, как им помочь?

– У детей сохранены все сенсорные модальности (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущение положения в пространстве), при этом гиперчувствительности не отмечается. Родители говорят, что только на некоторые звуки (не всегда громкие), картинки, запахи, ребенок реагирует неадекватно – закрывает уши, нос, жмурится, пытается убежать, и связывают данное поведение со страхами, а не гиперчувствительностью.

Нарушения поведения встречаются очень часто и по мере взросления ребенка становятся менее выраженными. Поведенческие отклонения обусловлены недоразвитием эмоционально-волевой сферы, отсутствием качественного накопления пережитого опыта. В любых ситуациях действуют одинаково, без разнообразия ответных реакций и не принимают к использованию варианты реакций у других людей. У них недостаточные навыки коммуникации, отсутствует критическая оценка своих действий. Для коррекции поведенческих нарушений, как правило, используют методы соответствующей терапии, медикаментозное сопровождение, помощь педагогов-дефектологов и тьюторов.

– В какой школе лучше учиться детям с аутизмом – в специальной или обычной?

– Если у ребенка диагностирована сопутствующая умственная отсталость, то они обучаются по программе для детей с интеллектуальными нарушениями. При сохранном интеллекте – по программе для детей с отставанием в мыслительном развитии или общеобразовательной школе. Для детей с выраженными поведенческими нарушениями должны быть созданы специальные условия пребывания в школе (предоставлен тьютор, переведен на домашнее обучение, класс малого наполнения).

– Могут ли они получить высшее образование, работать, создать семьи? Проще говоря, жить обычной жизнью?

– Ребенок, окончивший школу для детей с интеллектуальными нарушениями, может продолжить обучение в училище или колледже, при этом нужно учитывать возможность трудоустройства и отсутствие медицинских противопоказаний для данного вида деятельности. Дети же, окончившие школу на общих основаниях, не имеют ограничений в выборе профессий, однако также следует учитывать перечень противопоказаний. К сожалению, подавляющее большинство детей по достижении совершеннолетия остаются социально дезадаптированными и продолжают жить с родителями и не заводят собственную семью.

– Как лечить аутизм? Какой специалист занимается этим?

– Первый специалист, который обращает внимание на задержку в развитии ребенка – это педиатр, который направляет на осмотр к неврологу. Там происходит первичная диагностика и выявление причин возникновения задержки (травмы, опухоли, врожденные аномалии и др.). Если же очевидные причины не удается установить, то ребенка направляют на консультацию к специалисту. Детский врач-психиатр с согласия законного представителя производит осмотр ребенка, заполняет медицинскую документацию, назначает обследование и лечение. Ребенок при этом включается в лечебно-консультативную группу наблюдения у врача-психиатра (ставится на учет). Если диагноз подтверждается, то ребенка переводят в диспансерную группу для дальнейшего лечения и наблюдения.

– Существуют ли лекарства от аутизма?

— На сегодняшний день разработан стандарт оказания медицинской помощи, где разработан план диагностических, лечебных и профилактических мероприятий. Специального препарата от аутизма не существует.

Главное — не сдаваться. Как распознать аутизм и помочь «детям дождя»

Среди посетителей недавно открывшегося сенсорного сада и воспитанников смоленской лекотеки – немало малышей с диагнозом «ранний детский аутизм». Что это за заболевание, и как помочь особенным деткам и их родителям, SMOL.AIF.RU рассказывает заместитель директора по коррекционной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения, педагог-психолог отдела лекотеки Алена Каминская.

«Дети дождя»

Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Алена Владимировна, как проявляется аутизм, когда это может случиться и что должно насторожить родителей в поведении малыша?

Алена Каминская: Один из основных симптомов — нарушения речи. Если сверстники малыша уже вовсю рассказывают стихи, а ваш ребенок все еще молчит — не стоит паниковать, но все же присмотритесь пристальней к его поведению. У детей-аутистов абсолютно отсутствуют навыки самообслуживания, зато они отличаются повышенным чувством брезгливости – например, ребенок даже ложку берет только салфеткой. Он не просится в туалет, часто не реагирует на просьбы, а когда к нему обращаются, затыкает уши и закрывает глаза.

Дети-аутисты чрезвычайно болезненно реагируют на новшества — новую обстановку, новые условия, новых людей, он словно старается оградить себя от сильных впечатлений. Им трудно социализироваться, общаться, такие дети нередко проявляют агрессию — кусаются, дергают за волосы, дерутся. И не могут смотреть на себя в зеркало. Причем очень часто такое поведение проявляется как бы «вдруг», в 2-3-летнем возрасте. Вроде бы все было нормально — малыш улыбался, был оживлен, как все детки, просился на горшок, радовался игрушкам. Но «щелк» – и ребенка уже трудно узнать. Тогда надо срочно обращаться к специалистам.

— В чем причина возникновения аутизма у ребенка?

— Природа его возникновения до конца не изучена, то есть нельзя со стопроцентной уверенностью сказать — почему. Версий множество — от генной до социальной. Некоторые ученые полагают, что это может быть спровоцировано хромосомными аномалиями или обменными нарушениями. Есть данные, что у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности, миндалевидного тела — центра, отвечающего за эмоции. Существует также мнение, что к развитию патологии может привести так называемая эмоциональная холодность родителей, особенно на ранних этапах развития детей: то есть когда ребенка не берут на ручки, не целуют, не разговаривают с ним или пренебрегают его нуждами.

— Правда ли, что в наши дни больных аутизмом стало намного больше?

— Скорее да. Я тоже, как педагог-психолог, наблюдаю такую тенденцию. Согласно имеющимся у нас данным, на начало прошлого года в Смоленске официально диагноз «ранний детский аутизм» имели 58 детей, сейчас цифра изменилась. Только официально зарегистрированными числится 74 ребенка. И еще одна цифра — на 10 тысяч детей в России рождается 8 детей с аутизмом. Очень многие, не имея диагноза «ранний детский аутизм», при этом имеют элементы аутистического поведения или расстройства аутистического спектра.

Как раз для оказания помощи таким детям и была создана лекотека. Но ведение и психологическое сопровождение ребенка-аутиста – это сложный и трудный процесс. Сначала мы, безусловно, налаживаем контакт с малышом (этот период может быть очень длительным и требует и от родителя, и от специалиста терпения и понимания), а потом уже совместно с родителем пытаемся сформировать у него хотя бы базовые навыки самообслуживания, чтобы ребенок начал кушать самостоятельно или проситься в туалет. Чтобы пусть не словами, но хотя бы по картинкам мог обозначить, что он хочет кушать или во что играть. Или просто подавал родителям знак о своих желаниях. На каждого ребенка мы составляем индивидуальную программу развития исходя из особенностей малыша и его семьи.

Читайте также  Австралийцы научились облегчать состояние астматиков уколами ботокса

Из опыта работы могу сказать, что после грамотно выстроенного общения с родителями и квалифицированной работы специалистов лекотеки детки начинают общаться, социализируются, и некоторые из них даже поступают в общеобразовательные школы.

— То есть это возможно — чтобы ребенок с аутизмом посещал обычную школу?

— Скажу больше, среди таких детей большой процент по-настоящему талантливых ребят. Некоторые имеют достаточно высокий уровень интеллекта и часто находят себя в точных науках. К примеру, в компаниях Билла Гейтса, по разным данным, трудятся до 20% сотрудников-аутистов. Вспомните знаменитого героя фильма «Человек дождя»: Реймонд Баббит знал наизусть телефонный справочник и мог в уме извлечь квадратный корень из любого четырехзначного числа, отгадывал комбинации цифр в казино. Это — совсем не выдумка киносценаристов. Другая крайность — низкий интеллект, граничащий с умственной отсталостью. Тогда, конечно, трудно развивать умственные способности — нужно привить элементарные навыки самообслуживания и расширять кругозор.

Чувствовать, любить и верить

— Что важно знать родителям о том, как себя вести с малышом-аутистом?

— Важно чувствовать своего ребенка, любить и верить в него. И учитывать его особенности. Его следует брать везде с собой, развивать, разговаривать, спрашивать. Иногда даже заставлять делать то, что жизненно необходимо. То есть учить, как нужно чистить зубы, подогреть себе еду, застелить постель и прочее. Важно помнить: если ребенок молчит и, как вам кажется, не слышит вас, это вовсе не означает, что он это не понимает. Скорее всего, он просто накапливает знания, и, если продолжать трудиться и не сдаваться, однажды можно услышать его голос. Стоит отметить, что родители также нуждаются в поддержке, ведь они зачастую чувствуют себя брошенными и ненужными, испытывают стыд и неловкость за странности в поведении ребенка. И им также нужна помощь.

— Аутизм — это навсегда? Или со временем его проявления могут сойти на нет?

— Все может быть. Надо верить и трудиться. Поверьте, среди нас немало людей, которые в детстве пережили этот диагноз, и сейчас они живут нормальной жизнью: ходят на работу, завели семьи. И даже коллеги могут не знать об их особенностях. Но проявления элементов аутистичесих расстройств у них могут остаться. И давать о себе знать в критических ситуациях.

— Может ли взрослый человек вдруг заболеть аутизмом?

— В этом случае корректнее вести речь о проявлениях аутизма — аутичном поведении. Когда в результате стресса, потери или расставания с близкими человек начинает вести себя как аутист — замыкается в себе и ни на что не реагирует. К сожалению, такие проявления встречаются все чаще. Причина в том числе и в том, что люди меняют живое общение на общение в сетях, в телефоне. Здесь сложно разобраться, что это — депрессия, проявления аутизма или шизофрения. Это может сделать только специалист.

Вы заметили странное поведение у ребенка? Об этом молчать нельзя

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Многие не знают диагноз «аутизм», но наверняка видели детей со странным поведением, с нарушением речи, моторики и психического развития. Такие дети предпочитают не контактировать с обществом, не играют со сверстниками, для них характерно отчужденное поведение, отсутствие интереса к игрушкам, игра с самим собой. Они могут часами разглядывать одну деталь из домашнего обихода, монотонно вертеть ее, вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки, не смотрят в глаза. Любое вмешательство в их пространство, даже относительно громкий звук и музыка может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Если у ребенка вы заметили такое поведение, это еще не значит, что он страдает аутизмом. Правильный диагноз может поставить только специалист психоневрологического профиля.

Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей). Их еще называют «дети дождя», откуда они, почему они отличаются от обычных детей, и поддается ли их странное поведение коррекции, мы поговорили с детским неврологом Медицинского центра г. Якутска Виленой Михайловой и педагогом-психологом Айталиной Коряковой. На эту проблему мы выслушали мнение двух специалистов с медицинской и психологической точки зрения.
Аутистам сложно самореализоваться, взаимодействовать с социумом, они так и остаются отшельниками, людьми не из мира сего.
— Если ребенок замкнут, немногословен, не идет на контакт с детьми в детском садике, в школе, не имеет друзей, значит ли это, что он страдает аутизмом?

Невролог: — Если у ребенка есть связная речь, которой он пользуется при общении с родителями, выражает свои потребности, то у него аутизма нет. Это, скорее всего некоторые пограничные нарушения психического развития или особенности данного ребенка. При аутизме грубо страдает общение со всеми, т.е. ребенок обращенную речь не понимает, «не слышит», не отзывается на свое имя, игрушками не играет, не интересуется, не смотрит на лицо говорящего.

Психолог: — Для начала необходимо выяснить, почему ребенок замкнутый? Это может быть из-за того, что он стесняется, боится новых людей, нового коллектива, по характеру робкий, скромный, скажем, темперамент такой. Не все люди открытые, позитивные и общительные. Если это ребенок школьного возраста, исходя из его интересов, нужно отдать его в кружки, где он может раскрыть свои способности и таланты, найти новых друзей, раскрепоститься. Родителям все время нужно направлять ребенка, развивать его потенциал.
В любом случае, каким бы ни был ребенок, родителям нужно принять и любить его таким, какой он есть. Ребенок чувствует безусловную любовь, она ему придает силы и уверенность.
Аутизм – это когда ребенок совсем не идет на контакт, живет в своем воображаемом мире, его трудно привлечь на развивающие игры. Но, тем не менее, для таких детей составляется специальная программа, по которому работают психиатры. Их, обычно, отдают в специальные школы.

— Как проявляются ранние признаки аутизма у детей?
Невролог: — Такие дети не отзываются на свое имя, «не слышат», когда обращаются к ним, нет нормальной игровой деятельности, имеется задержка психо-речевого развития. К окружающему миру не проявляют интереса, к людям негативны, нетерпимы, предпочитают существовать как бы в своем мире.
Уже на раннем возрасте можно заметить отклонения в развитии ребенка:
— В возрасте 1 месяца нужно насторожиться, если ребенок не следит взглядом, не слышит, с 1,5 мес. – не гулит, не улыбается;
— В 3 месяца – если ребенок не смеется, не слышит, нет оживления;
— В 6 месяцев – не отзывается на свое имя, не интересуется игрушками, у ребенка недостаточно развиты эмоции;
— В 1 год – если не отзывается на имя, нет слов, не обращает внимания на речь, не понимает обращенную речь, не выполняет простейших команд, выглядит отрешенным, заторможенным.
— Насколько часто к психологу родители приводят детей, страдающих аутизмом, и как Вы им помогаете? Поддается ли аутизм коррекции?

— Раньше не было такого понятия как «аутизм», это в последнее время начали диагностировать подобное психоневрологическое заболевание. Таких детей приводят не часто. Коррекция зависит от степени тяжести аутизма. В легкой форме еще можно попытаться адаптировать ребенка в обществе, помочь ему социализироваться. В тяжелой форме аутизм, к сожалению, очень трудно поддается лечению.
— Задержка развития речи у детей встречается довольно часто, если ребенок до 5 лет так и не научился говорить, во всем виноват аутизм?
Невролог: — В каждом случае ребенка нужно полностью обследовать, диагноз аутизм ставят врачи психиатры.
Психолог: — Не всегда, могут быть и другие причины позднего развития речи. Если родители целеустремленно и регулярно занимаются с ребенком, разговаривают с ним, занимаются с логопедом, неврологом очень часто дети в 4-5 лет начинают говорить. Зачастую современные дети больше общаются с гаджетами, чем с родителями. Из-за отсутствия навыков общения они поздно начинают говорить. Вместо того, чтобы разговаривать с ребенком, учить его проговаривать слова, мамы включают мультики на планшете, дают мобильный телефон, ну как в таком случае ребенок научится говорить?

— У какого врача и где лечатся такие дети? Есть ли надежда, что диагноз аутизм будет снят?
Невролог: — Такие дети лечатся у неврологов и психиатров, дефектологов, логопедов. Ранняя диагностика может привести к успехам в лечении.
Психолог: — Родителям нужно терпение и очень долго, упорно, настойчиво необходимо заниматься социализацией ребенка. Успех лечения у психиатра зависит от степени аутизма.

Причина возникновения аутизма современной медициной еще до конца не изучена. Виноваты гены или внешние факторы однозначного ответа нет. Многие родители корень зла видят в неадекватной реакции ребенка на вакцинацию, но, тем не менее, врачи утверждают, что прививки не могут спровоцировать аутизм. Поэтому, вопрос остается открытым.
Если ребенок здоров, но замкнут и испытывает трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями, ему может помочь в налаживании межличностных отношений в социуме опытный педагог-психолог Айталина Корякова, которая принимает в поликлинике 202 микрорайона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: