Безопасность на дороге: важность процедуры нанесения разметки - Yaboltushka.ru

Безопасность на дороге: важность процедуры нанесения разметки

Дорожная разметка в РФ по ПДД с картинками и пояснениями

Главная » Блог » Дорожные разметки и их обозначения

01.03.2021
Комментариев нет

Дорожная разметка – вид информирования водителей и пешеходов об установленных режимах движения, ограничения, запретах и т. д. Все разновидности разметки имеют четко оговоренные законодательством порядок использования, формы, размеры и способы нанесения. Какие виды разметки бывают, как выглядят, что они обозначают и как правильно реагировать на ее требования – разберем в данной статье.

Законодательное регулирование

Дорожная разметка в РФ соответствует требованиям, установленным Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах, принятой в 1968 году. Допустимые типы дорожной разметки и их основные характеристики определены ПДД, а точнее – Приложением 2 к правилам. Также правила нанесения разметки, регулирование видов используемых для нанесения материалов, размеров отдельных элементов разметки и другие важные нюансы регулируются национальными стандартами (ГОСТ) и межгосударственными техническими регламентами.

Понятие дорожной разметки

Дорожной разметкой называется средство организации дорожного движения в виде специальной маркировки, располагающейся непосредственно на самом дорожном полотне либо на отдельных элементах дорожной инфраструктуры. Ее назначением является дополнительное информирование о порядке и режиме движения водителей ТС и пешеходов, а также сообщение иных важных для участников движения сведений.

Разновидности дорожной разметки

Вся разметка подразделена на два вида:

  • горизонтальную, размещаемую на асфальтовом или ином покрытии дороги;
  • вертикальную, которая располагается в вертикальной плоскости на вспомогательных элементах инфраструктуры.

По своему внешнему виду разметка подразделяется на следующие виды:

  • продольные линии – располагаются по ходу движения ТС;
  • поперечные линии – пересекают проезжую часть;
  • стрелы – схематические изображения в виде стрел, обозначающие направление движения участников ДД;
  • пиктограммы – схематические изображения, как правило, дублирующие дорожные знаки;
  • сочетающая в себе несколько видов разметки.

Дорожная разметка бывает постоянной либо временной. Для временной в России используется оранжевая краска, для постоянной – белая или желтая.

Кроме того, дорожная разметка различается по своему способу действия. Одни ее разновидности действуют только при дублировании дорожными знаками, остальные действуют и тогда, когда применяются самостоятельно.

Горизонтальная разметка

Это основной вид маркировки, используемый для информирования участников движения о порядке и режимах движения. Горизонтальная маркировка может содержать и иную важную информацию, имеющую значение для водителей различных видов транспорта и пешеходов.

Номер разметки по ПДД Назначение и основные характеристики
1.1 «Одинарная сплошная» – разграничивает встречные потоки, попутные на опасных участках трасс, отделяет парковочные места на стоянках
1.2 «Краевая линия» – определяет боковые границы проезжей части
1.3 «Двойная сплошная» – разграничивает встречные потоки на магистралях с более чем 4 рядами, либо с меньшим их количеством, если каждая из полос шире 3 м 75 см
1.4 «Желтая сплошная» – наносится на край обочины, устанавливает запрет на остановку автотранспорта
1.5 «Одинарная прерывистая» – разделяет встречные потоки на автодорогах с двумя либо тремя рядами, а также попутные ряды
1.6 Предупреждает о приближении к «одинарной сплошной» либо к разметке 1.11
1.7 «Одинарная пунктирная с короткими промежутками». Устанавливает ряды движения автомобиля на перекрестках
1.8 «Широкая прерывистая», отделяет основною полосу движения и ряд, предназначенный для разгона (торможения)
1.9 «Двойная прерывистая» применяется на магистралях с реверсивным движением, отделяет встречные потоки или края попутных рядов
1.10 «Желтая пунктирная» помечает зоны запрета на стоянку ТС
1.11 Объединяет «сплошную» и «прерывистую» линии, отмечает участки, где допускается перестроение исключительно со стороны прерывистой
1.12 Линия «Стоп», отмечает границу остановки ТС на перекрестках
1.13 Имеет форму ряда небольших треугольников, применяется со знаком «Уступите дорогу»
1.14.1, 1.14.2 Отмечает пешеходные переходы – стандартный «пешеходник» и переход со стрелками, предписывающими направление
1.15 Предупреждает о пересекающей проезжую часть велодорожке
1.16.1–1.16.3 Отмечают островки безопасности на разделении встречных направлений, между попутными потоками и в точках их слияния соответственно
1.17 «Желтая ломаная линия», отмечает остановки общественного транспорта и такси
1.18 Стрелки либо схематическое изображение тупика, предписывающие движение по полосам
1.19 Выполняется в виде стрелки, указывающей на приближение к сужению дороги или уменьшению количества рядов движения. Предписывает перестроиться в соседний ряд
1.20 Выполняется в виде большого одинарного треугольника, предупреждающего о расположенных далее разметке 1.13 и знаке «Уступите дорогу»
1.21 Информирует о подъезде к «стоп-линии», выполняется в виде букв «СТОП»
1.22 Информирует водителя о номере автодороги или маршрута
1.23.1 Выполнена в виде буквы «А», отмечает выделенный ряд для движения общественного транспорта
1.23.2 Выполняется в виде пиктограммы пешехода, обозначает пешеходную или велопешеходную дорожку
1.23.3 Выполнена в виде пиктограммы велосипеда, информирует о начале действия зоны велодорожки
1.25 Обращает внимание на искусственную неровность («дорожного полицейского»), выполняется в виде шахматных клеток («шашечек»)
1.26 «Желтая вафельница», обозначает сектор перекрестка, на который воспрещается выезжать при наличии впереди затора

Примеры горизонтальной авторазметки

Дублирующая разметка ретранслирует знаки, расположенные на обочине. Как видно из названия, данный вид разметки является второстепенным по отношению к основному виду указателя – дорожным знакам и табличкам. Данные типы разметки должны быть размещены на одной поперечной линии с основными знаками. Если последние отсутствуют, то требования разметки можно не выполнять. Данный тип разметки выполняется в виде пиктограмм.

Номер разметки Какие знаки дублирует
1.24.1 Предупреждения
1.24.2 Запрета
1.24.3 «Инвалиды»
1.24.4 «Фотовидеофиксация»
1.24.5 «Гибридные и электрические автомобили»
1.24.6 «Велозона»
1.24.7 «Стоянка только ТС дипломатического корпуса»

Примеры горизонтальной авторазметки

Вертикальная разметка

Функцией вертикальной разметки является обозначение габаритов различных элементов дорожной инфраструктуры, которые потенциально могут создавать угрозу ДТП. Вертикальная разметка используется для визуального ориентирования водителей, поэтому для большей заметности в ночное время обычно имеет в своем составе световозвращающие элементы или полностью выполняется из таких материалов.

Номер разметки по ПДД Куда наносится
2.1.1–2.1.3 Элементы дорожной инфраструктуры (мостовые опоры, парапеты и т. п.), создающие потенциальную угрозу для транспорта. Выполняется в виде расположенных под углом линий, угол которых информирует о стороне объезда препятствия
2.2. Нижние участки пролетов мостов, путепроводов, тоннелей
2.3 Ограничители въезда в зоны безопасности на автотрассах
2.4 Направляющие столбы, опоры осветительных столбов, ограждений
2.5 Боковые части дорожных ограждений, расположенные на крутых поворотах, спусках, иных участках, представляющих опасность для ТС
2.6 Боковые части дорожных ограждений остальных участков
2.7 Островки и бордюры, приподнятые над дорожным полотном и тем самым представляющие угрозу для транспорта

Примеры вертикальной разметки

Водитель не может нарушить требования вертикальной разметки и быть оштрафован, так как она носит лишь информационный характер.

Правила нанесения разметки

Требования к нанесению разметки регулируются стандартом Р 51256-2011. Постоянная горизонтальная разметка наносится на асфальтовое покрытие белой краской, за исключением отдельных видов, которые обозначаются желтым цветом («вафельница», желтые «сплошная», «ломаная» и «прерывистая» линии). Допускается использование разметки, выполненной из термо- или холодного пластика с применением световозвращателей и полимерных лент.

Временная горизонтальная разметка должна быть нанесена оранжевой краской. Она наносится способом, предполагающим ее быстрое устранение. Временная маркировка имеет приоритет перед постоянной – ее наличие отменяет действие постоянной разметки, поэтому устранение последней при проведении дорожных работ и нанесении временной разметки необязательно.

Размеры отдельных элементов разметки также определяются государственным стандартом 2011 года. Согласно ему, предельное отклонение нанесенной разметки в продольном и поперечном направлении должно быть менее 5 см, за исключением продольных ее видов (1.1–1.11, кроме 1.7), располагающихся параллельно движению автомобилей. Для данных видов допускается отклонение от заданных стандартов в 1 м.

Вертикальная разметка размещается на торцевых и боковых поверхностях дорожных элементов. Если в месте ее расположения отсутствует освещение, разметка 2.1–2.3 выполняется с использованием световозвращающих материалов, а остальные оснащаются световозвращающими элементами.

Существуют требования и к функциональной долговечности разметки. Если она выполнена из термо- или холодного пластика толщиной более 1,5 мм, срок долговечности должен составлять не менее 1 года, при меньшей толщине нанесения – не менее полугода. Срок долговечности маркировки, нанесенной краской, должен составлять минимум 3 месяца

Функциональная долговечность маркировки определен ее соответствием стандартам и практическому износу. Для разметки, нанесенной краской или пластиком толщиной слоя менее 1,5 мм максимальный износ составляет 50 %, для пластиковой разметки с большей толщиной слоя максимальный износ не должен превышать 25–30 %.

Если для нанесения разметки используется краска, она должна высыхать в максимально быстрый срок. Наличие остатков следов старой разметки, которые могут ввести водителя в заблуждение, не допускается.

Кто наносит разметку

В среде автомобилистов распространено мнение, что за нанесение разметки ответственно ГИБДД и именно в это учреждение необходимо жаловаться, если разметка не соответствует требованиям ПДД или ГОСТам. Однако такие суждения являются ошибочными. Хоть ГИБДД и несет первоочередную ответственность за безопасность на дорогах, нанесение разметки и контроль данной процедуры находится вне компетенции государственной инспекции. На основании Федерального закона № 443-ФЗ установка, и обслуживание средств организации движения, включая разметку, находится в ведении властных органов:

  • федеральных – для трасс федерального значения;
  • субъектов РФ – для региональных и межмуниципальных автодорог;
  • местного самоуправления – для муниципальных дорог.

Обычно разметку наносят подрядные организации, заключившие контракт с органом власти, в чьем ведении находится дорога. Например, в Москве за дороги отвечает Департамент ЖКХ и благоустройства. Контроль качества разметки также осуществляют указанные органы, но можно пожаловаться и в Госавтоинспекцию, а конкретно – в ГУОБДД МВД России.

Читайте также  Чистота – залог здоровья

Безопасность на дороге: важность процедуры нанесения разметки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАНЕСЕНИЮ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ НА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ ПОКРЫТИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Для устройства покрытий жестких дорожных одежд используются два вида материалов: асфальтобетон и цементобетон. Опыт проведения контрольно-полевых испытаний материалов для разметки дорог одновременно на асфальтобетонном и цементобетонном покрытиях и эксплуатация разметки показали, что долговечность красок на цементобетонном покрытии на 25-30% меньше, чем на асфальтобетонном.

Однако имеющаяся научно-техническая документация в области разметки не учитывает влияние типа покрытия на долговечность разметки. В ней отсутствуют также технологические требования к материалам, в зависимости от условий эксплуатации, и методы их оценки.

Работа Союздорнии с производителями и контрольно-полевые испытания, проводимые Росавтодором, позволили создать банк данных новых отечественных материалов для разметки дорог, в том числе пригодных для разметки на цементобетонных покрытиях. К ним относятся высококачественные краски, содержащие в качестве связующих акриловые и кремнийорганические полимеры, холодные пластики и спрейпластики.

Объемы работ по разметке с каждым годом увеличиваются, поэтому правильный выбор материала позволит увеличить срок службы разметки и уменьшить расходы на ее выполнение.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании результатов исследований и эксплуатационных испытаний, проведенных ФГУП «Союздорнии», МАДИ (ГТУ) и РОСДОРКОНТРОЛЕМ Росавтодора. В Рекомендациях использованы данные зарубежных и отечественных разработок.

Рекомендации подготовили сотрудники ФГУП «Союздорнии»: зав. лаб., канд. хим. наук Костова Н.З., зав. лаб., канд. техн. наук Коршунов В.И., вед. науч. сотр., канд. техн. наук Ланге Ю.Г., вед. науч. сотр. Панфилов Ф.В.; сотрудники МАДИ (ГТУ): ст. науч. сотр. Свежинский В.Н., ст. науч. сотр. Гаврищук С.В.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Разметка автомобильных дорог устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов, является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги.

1.2. Нанесение разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог и элементы дорожных сооружений осуществляют на основе проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 [1] и ГОСТ Р 51256-99 [2], и согласованной с органами ГИБДД.

Качество разметки и применяемых материалов должно отвечать требованиям ГОСТ Р 51256-99.

1.3. Разметка эффективна, если она обладает следующими свойствами:

а) хорошей видимостью в светлое и темное время суток, в различных погодных условиях;

б) устойчивостью к изменениям температуры, химическим и метеорологическим воздействиям;

в) обеспечивает необходимое для безопасного движения сцепление колеса с дорогой;

г) быстро формируется после нанесения, не задерживая движение автотранспорта;

д) обладает функциональной долговечностью, т.е. имеет необходимый срок эксплуатации.

1.4. Функциональная долговечность разметки зависит от качества разметочного материала, типа дорожного покрытия и уровня эксплуатационной нагрузки. Уровень эксплуатационной нагрузки на линии горизонтальной разметки зависит от интенсивности движения на автодороге (категории дороги), ширины проезжей части, назначения линий разметки (т.е. положения линий и других элементов разметки по ширине дороги), наличия кривых в плане и разворотов на дороге, качества дорожного покрытия, а также от климатических условий.

Однако не в меньшей степени долговечность разметки зависит от соблюдения рекомендуемой технологии ее нанесения.

1.5. Разметку автомобильных дорог с цементобетонным покрытием рекомендуется выполнять специальными высококачественными красками (эмалями), холодным пластиком и спрей-пластиком, световозвращателями.

Настоящие Рекомендации определяют требования к материалам и технологии нанесения разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог для красок (эмалей), холодных пластиков и спрейпластиков.

1.6. На неосвещенных автомобильных дорогах разметка должна быть световозвращающей. Для придания разметке световозвращающих свойств, а также повышения ее видимости в светлое и темное время суток, в различных погодных условиях используют специальные рефлектирующие материалы — стеклянные микрошарики (СМШ).

Настоящие Рекомендации определяют требования и условия применения для разметки СМШ.

2. ВЫБОР МАТЕРИАЛА И СРОК СЛУЖБЫ РАЗМЕТКИ

2.1. Выбор разметочного материала определяется уровнем эксплуатационной нагрузки на участке, предназначенном для нанесения разметки.

2.2. Расчет уровня эксплуатационной нагрузки производится с использованием системы баллов по следующей схеме:

2.2.1. Интенсивность движения

Интенсивность движения,
общее количество автомобилей в сутки

«Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 31.07.2019 N 5)

Утверждены
протоколом заседания проектного
комитета по национальному проекту
«Безопасные и качественные
автомобильные дороги»
от 31 июля 2019 г. N 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЛИКВИДАЦИИ МЕСТ КОНЦЕНТРАЦИИ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации ДТП, включающие типовые решения (далее — рекомендации) содержат рекомендации по выбору мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах (далее — дороги), дорогах и улицах городских и сельских поселений (далее — улицы).

Настоящие рекомендации предназначаются для применения при реализации владельцами дорог полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части повышения уровня безопасности дорожного движения, а также при формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В настоящих рекомендациях приняты следующие сокращения:

ДТП — дорожно-транспортное происшествие по Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ);

ПДД — Правила дорожного движения;

МКДТП — место концентрации ДТП по Федеральному закону N 196-ФЗ;

мероприятия по БДД — мероприятия по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения;

МТС — маршрутные транспортные средства;

УДС — улично-дорожная сеть;

ТСОДД — технические средства организации дорожного движения.

1.2. При формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в соответствии с настоящими рекомендациями осуществляется планирование дорожных работ по ликвидации МКДТП и приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП.

1.3. При разработке регионального проекта перечень аварийно-опасных участков (МКДТП) и мероприятия, запланированные для их ликвидации, определяются с использованием перечней аварийно-опасных участков и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на дорогах и улицах, которые ежегодно разрабатываются и утверждаются их владельцами.

Адреса МКДТП и мероприятия по БДД в целях их ликвидации, включаемые в региональные проекты, согласовываются с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

1.4. Мероприятия по БДД в целях ликвидации МКДТП в зависимости от очередности их выполнения в региональных проектах рекомендуется разделять на первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий (далее первоочередные меры) и мероприятия второй очереди.

К первоочередным мерам могут быть отнесены работы по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц, оборудованию их элементами обустройства, поддержанию бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения, проводимые в рамках работ по ремонту и содержанию в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (таблица А.1 приложения А).

Ко второй очереди рекомендуется относить долгосрочные мероприятия, проводимые в течение нескольких лет в рамках работ по реконструкции или капитальному ремонту дорог и улиц (таблица А.2 приложения А), сроки проведения которых определяются при их планировании в установленном порядке.

Мероприятия по БДД в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП рекомендуется предусматривать в региональных проектах в составе дорожных работ по приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние.

При проведении мероприятий по БДД на улицах следует руководствоваться правилами благоустройства или порядком содержания УДС, установленными муниципалитетами, при этом за основу целесообразно использовать перечень видов работ по приложению А.

1.5. Выбор мероприятий по БДД второй очереди в целях ликвидации МКДТП должен осуществляться во взаимосвязи с планированием других видов дорожных работ, обеспечивающих достижение целей и показателей регионального проекта.

Разработка технических решений и проектирование запланированных мероприятий по БДД второй очереди, а также определение их сметной стоимости выполняется в установленном порядке при подготовке проектов строительства, реконструкции и ремонта участков дорог и улиц.

Принимаемые в проектах технические решения при соответствующих обоснованиях могут предусматривать: увеличение числа полос движения; расширение проезжей части, устройство разделительных полос, строительство развязок в разных уровнях, дополнительных полос движения перед пересечениями и на подъемах, пешеходных переходов в разных уровнях, улучшение параметров геометрических элементов пересечений и примыканий в одном уровне (изменения углов примыкания, устройство переходно-скоростных полос, перепланировка перекрестков и подъездных путей к ним), строительство кольцевых пересечений, увеличение радиусов кривых в плане до нормативных значений или до значений, обеспечивающих плавность трассы; устройство виражей, заездных карманов, уменьшение продольных уклонов и увеличение радиусов вертикальных кривых, тротуаров и пешеходных дорожек, велодорожек вдоль проезжей части, искусственного освещения (повышение уровня освещенности), в том числе на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, перекрестках, железнодорожных переездах, в местах, примыкающих к объектам придорожного сервиса, устройство мест внеуличной парковки или парковочных карманов.

Читайте также  Образ жизни беременной женщины

2. Принципы выбора мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

2.1. Мероприятия по БДД, предлагаемые для реализации в целях ликвидации МКДТП, должны определяться на основе результатов анализа причин и условий совершения ДТП, а также факторов дорожных условий, которые могут способствовать совершению различных видов ДТП и образованию МКДТП.

С целью изучения условий и причин, способствующих возникновению МКДТП, проводится анализ каждого ДТП: оцениваются причины совершения ДТП по вине водителей и пешеходов, недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, факторы, оказывающие влияние на режим движения, в местах совершения ДТП, а также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места совершения ДТП и т.д.

На каждом аварийно-опасном участке устанавливается преобладающий вид ДТП, выявляется наличие (отсутствие) повторяемости в регистрации отдельных причин возникновения ДТП, недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС и условий (состояние погоды и покрытия проезжей части, освещение) в местах совершения ДТП.

На основе сведений о местоположении аварийно-опасных участков, выявленных за предшествующий отчетный год, оценивается стабильность местоположения, рассматриваемого МКДТП.

1 — Характеристика вновь возникший присваивается аварийно-опасному участку в случае, если его границы не попадают на ранее выявленные аварийно-опасные участки.

2 — В случае если границы рассматриваемого аварийно-опасного участка попадают на ранее выявленные аварийно-опасные участки, следует оценить протяженность перекрытия этих участков. Если протяженность перекрытия участков составляет 50% и более от длины аварийно-опасного участка, расположенного слева или справа, рассматриваемому участку присваивается характеристика — стабильный, менее 50% — мигрирующий.

При проведении анализа ДТП рекомендуется руководствоваться ОДМ 218.6.015-2015 [1] и ОДМ 218.4.004-2009 [2].

При наличии данных диагностики состояния дорог и дорожных сооружений рекомендуется проводить их анализ и выявлять факторы дорожных условий, которые могут способствовать совершению различных видов ДТП и образованию МКДТП по таблице 1.

Дорожная разметка

  • Что говорится в ПДД
  • Где и зачем нужна разметка
  • Виды разметок и их применение
  • Горизонтальная разметка
  • Вертикальная разметка
  • Какие цвета разметки можно встретить и их значение
  • Предусмотрены ли штрафы за нарушение разметки на дорогах

Помимо знаков и регулирующих устройств, на городских дорогах почти всегда имеется разметка. Конечно, основная ее задача — разделять потоки движения. Тем не менее, дорожная разметка бывает нескольких видов и, соответственно, имеет разные назначения и требования.

Что говорится в ПДД

Дорожная разметка — это линии, надписи, стрелки и другие элементы на покрытии проезжей части и дорожных сооружениях, устанавливающие правила и порядок движения транспортных средств и пешеходов, а также информирующие об определенных условиях и требованиях.

Типы графических изображений на дорожном полотне описаны в Приложении 2 к Постановлению правительства №1090 от 23.10.1993 г. В 2018 году этот документ был обновлен.

Где и зачем нужна разметка

Развитие автодорог и увеличение транспорта поспособствовало введению правил дорожного движения, знаков и разметки. Еще в ХХ веке езда по дорогам была хаотичной, но чем больше становилось машин, тем острее была потребность в регулировании движения. Впервые дорожная маркировка была опробована в качестве эксперимента, который оказался успешным и навсегда внес разметку в ПДД. Новые виды обозначений появляются и до сих пор, ведь развитие автомобильных дорог не останавливается.

На многополосных дорогах разметка определяет ряды для транспорта, указывает на разрешенные или запрещенные маневры. В черте города линии на дорожном полотне помогают ориентироваться не только автомобилистам, но и другим участникам дорожного движения. Выполнение требований разметки обязательно для того, чтобы вождение ТС и пеший переход были безопасными.

ВАЖНО! Основная задача разметки — обеспечение безопасности.

Виды разметок и их применение

Разметка может быть горизонтальной и вертикальной, а также может наноситься по диагонали, закругленно и под углами (в местах парковок, например). Каждый вид имеет свой номер, цели и порядок применения. Нанесение той или иной маркировки должно быть обусловлено особенностями дорожного участка, а также утверждено дорожной инспекцией и ГИБДД. Знаки и разметка не должны противоречить друг другу.

Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка имеет следующую классификацию:

  • 1.1 Сплошная линия. Она может выполнять несколько функций: разделять полосы дороги (встречные-попутные); обозначать края проезжей части; ограничивать полосы на опасных участках; указывать на место парковки для одного автомобиля.
  • 1.2.1 Сплошная линия (но чуть шире, чем 1.1). Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине, а также при выезде на дорогу с прилегающей территории.
  • 1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков. Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.
  • 1.3 Двойная сплошная. Пересечение этой линии строго запрещено. Она наносится на многополосных дорогах или на особо опасных (с высокой аварийностью) участках.
  • 1.4 Желтая полоса. Обозначает место, где запрещена остановка. Наносится на край проезжей части или на примыкающий к ней бордюр.
  • 1.5 Прерывистая линия. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Ее разрешено пересекать.
  • 1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними. Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Делит потоки ТС.
  • 1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками. Используется на паркингах, а также для обозначения границ полос на перекрестках, если они имеют сложную схему движения. Правила не запрещают пересекать ее.
  • 1.8 Широкая прерывистая линия, которая обозначает границы полосы торможения/разгона.
  • 1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов. Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах. Пересекать ее можно только при зеленом сигнале реверсивного светофора (налево) и направо при выключении светофора.
  • 1.10 Прерывистая линия, нанесенная на бордюр или край дороги желтого цвета. Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку (останавливаться можно).
  • 1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой. Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов.
  • 1.12 Стоп-линия. Ее наносят на перекрестках. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика ее запрещено пересекать или заезжать на нее. Требование этой линии — обязательная остановка. Если светофор разрешает движение, то останавливаться не нужно.
  • 1.13 Ряд треугольников (поперек). В этом месте водитель должен уступать дорогу другим ТС, даже если потребуется полностью остановиться.
  • 1.14.1 Прямоугольные полосы, которые обозначают пешеходный переход («зебра»).
  • 1.14.2 То же, что и 1.14.1, но с направлением движения (стрелками).
  • 1.15 Линии широких коротких штрихов, обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.
  • 1.16.1-1.16.3 Треугольники. Используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.
  • 1.17 Желтая линия неправильной формы (зигзаг). Наносится на остановках маршрутных ТС и такси.
  • 1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании. Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам.
  • 1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки. Предупреждает о сужении полосы.
  • 1.20 Линия в виде большого треугольника. Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.
  • 1.21 Надпись «STOP», которая говорит о приближении к стоп-линии (1.12).
  • 1.22 Номер трассы.
  • 1.23.1 Буква «А», обозначающая полосу, предназначенную только для автобусов и троллейбусов (маршрутных ТС).
  • 1.23.2 Человек — обозначает пешеходную дорожку.
  • 1.23.3 Велосипед — обозначает велосипедную дорожку.
  • 1.24.1-1.24.4 Маркировка, дублирующая дорожные знаки (ограничения скорости и другие).
  • 1.25 Квадраты в шахматном порядке. Предупреждает, что впереди будет участок с искусственно созданными неровностями.

Вертикальная разметка

Вертикальная дорожная разметка, как правило, располагается на объектах возле дороги, а не на покрытии:

  • 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и черных полос, нанесенных под углом. Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Направление полосок указывает как именно объезжать препятствие.
  • 2.2 Вертикальные полосы. Служат для обозначения мостов, путепроводов и других инженерных конструкций, расположенных над проезжей частью.
  • 2.3 Горизонтальные полосы. Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.
  • 2.4 Белая краска с одной черной полосой. Для обозначения элементов, расположенных возле дороги (столбиков и т.п.).
  • 2.5 Черные штрихи, нанесенные на белую полосу. Эта маркировка наносится на придорожные ограждения, которые находятся под опасным закруглением дороги или спуском.
  • 2.6 Белые полосы по краям черной. Для ограждений внедорожных участков.
  • 2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими черными. Служит для обозначения высоких бордюров и сильно выступающих (на уровень выше проезжей части) островков безопасности.

Кроме этих разновидностей есть дополнительные изображения на покрытии. Например, с 2018 года утверждена разметка в виде электромобиля (в местах «заправки» таких ТС), а во дворах жилых домов может обозначаться стоянка для пожарных машин (красная разметка с номером 01).

Читайте также  Кожные заболевания: причины и симптомы

Наибольшее количество видов разметки встречается в крупных городах с многополосными дорогами. В небольших поселениях разметка может отсутствовать даже на асфальтированной дороге. В таком случае водители должны определять полосы движения «на глаз», исходя из габаритов транспорта.

Какие цвета разметки можно встретить и их значение

Согласно ГОСТ, линии и обозначения на дороге могут быть нескольких цветов:

  1. Белый. Классический вариант, который допускает наибольшее количество видов разметки.
  2. Желтый. Служат для разделения встречной полосы и попутной. Желтая разметка имеет преимущество, так как лучше видна в темное время суток и во время снегопада.
  3. Оранжевый. Служит для обозначения временной маркировки.
  4. Черный (на вертикальной разметке).
  5. Красный. Не регламентируется ПДД, но в жизни наносится на дорогу. Может использоваться с той же целью, что и оранжевая. Однако, встречается особая красная разметка во дворах жилых домов — она называется пожарной и предназначена для службы 01 и МЧС. Еще одно исключение — красная велосипедная дорожка (ее нельзя пересекать на машине).
  6. Синий. Для обозначения границы полос движения в пределах перекрестка (1.7).
  7. Зеленый. Этот цвет используется для дублирования дорожных знаков на дорожном полотне.

Синяя и зеленая маркировка — нововведение, поэтому встретить ее на дороге можно крайне редко. Значение имеет не только цвет, но и схема.

ВАЖНО! При наличии временной разметки нужно выполнять ее требования, так как она является приоритетной.

Предусмотрены ли штрафы за нарушение разметки на дорогах

За административное нарушение требований разметки предусмотрены штрафы. Размер наказания может доходить даже до лишения водительских прав.

  • движение по велодорожке или пешеходной дорожке грозит автомобилисту штрафом в размере 2000 рублей;
  • разворот в запрещенном месте — 500 рублей;
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходной дорожке — от 1500 до 2500 рублей;
  • пересечение сплошной линии — 1500 рублей;
  • за пересечение двойной сплошной могут оштрафовать на 5 тысяч или лишить прав на год. Важно помнить, что «пробка» не является причиной для пересечения сплошных линий или выезда на встречную полосу, хотя при назначении наказания учитываются обстоятельства, при которых было совершено нарушение;
  • несоблюдение требований стоп-линии — 800 рублей;
  • за езду по полосе для маршрутных ТС — штраф 1500 рублей.

За каждое нарушение требований разметки предусмотрено наказание. Минимальным является предупреждение, самое маленькое денежное взыскание — 500 рублей, а самое большое — 5000 руб. Но за серьезные нарушения применяется более строгая мера — лишение права управления транспортным средством на несколько месяцев. При повторном нарушении наказание удваивается. Если помимо несоблюдения требований разметки было еще какое-либо нарушение, то штрафы суммируются.

Как новые типы разметки помогают спасать жизни на дорогах

Как технологии, получившие признание в Европе, с легкостью преодолевают все тяготы российского климата, угрозы жестких снегоочистителей и шипованных шин

Все чаще мы видим на дорогах разметку, нанесенную толстым слоем, яркую и одинаково хорошо заметную в дождь, снег и туман, днем, ночью и в сумерках. Чаще всего она сделана из термопластиков и пластиков холодного нанесения — эти инновационные материалы помогают сделать дороги безопаснее для водителей и пешеходов. Рассказываем, как новые типы дорожной разметки противостоят суровому российскому климату и «живут» в несколько раз дольше конкурентов.

Сухая статистика доказывает: качественная разметка — один из главных помощников водителя на дороге

За первые полгода 2019 года на российских дорогах случилось более 70 тысяч ДТП, констатируют в ГИБДД. Более трети из них произошли на дорогах неудовлетворительного качества: со стершейся разметкой или недостаточно отремонтированных. За первые шесть месяцев этого года на плохих дорогах погибли более 2 000 человек.

На 100 тысяч населения на дорогах в России гибнет больше 25 человек в год. Для сравнения: в Германии и Швеции — 3,8 и 3,5 соответственно. Среднеевропейский показатель равен 6,5. Выходит, что по дорогам Европы в среднем ездить в четыре раза безопаснее, чем у нас. Но и в самых развитых европейских странах так благополучно все было далеко не всегда. Чтобы снизить число ДТП, специалисты долгое время анализировали причины аварий и в каждом отдельном случае вырабатывали решения для повышения безопасности отдельно для каждого участка с повышенной аварийностью.

Одно из решений — поддержание в идеальном состоянии самых нагруженных элементов дорожной разметки.

Как правило, первые элементы разметки, которые выходят из строя — это пешеходные переходы, шумовые полосы приближения (ими, к слову, уже оснащаются участки крупных федеральных дорог, в том числе татарстанская М-7 «Волга»), стоп-линии, направляющие стрелы. То есть те самые знаки, которые обычно выручают водителей на концентраторах опасности — перекрестках и переходах.

Поэтому, чтобы улучшить качество разметки, нужно в первую очередь увеличить срок ее службы. В Европе дорогу размечают толстослойными материалами с толщиной нанесения 3—5 мм. Чаще всего это пластики холодного нанесения. Даже на самых нагруженных автобанах такая разметка служит не менее двух лет.

В Казани, как в Европе

Часто качество дорожной разметки все еще вызывает нарекания у водителей — местами стершиеся полосы часто дезориентируют водителей, вынуждая нарушать ПДД, подвергая опасности себя и окружающих. В России ситуация плачевная по объективным причинам: частые и сильные колебания температуры разрушают разметку, дорожную маркировку повреждает снегоуборочная техника и стирает шипованная резина. В таких условиях традиционная краска и стандартный набор материалов не выдерживают и одного сезона.

Более современные материалы решают эти проблемы и способны служить гораздо дольше. Например, с 2017 года на многих дорогах Казани разметку делают из того же самого пластика холодного нанесения, который спасает жизни на европейских автобанах.

— Сейчас такие пластики становятся все популярнее в местах со сложными климатическими условиями, поскольку преимущества такого материала — это износостойкость, сохранение видимости в ночное время и очень высокая устойчивость к колебаниям температуры. Материал сохраняет отличную видимость во время дождя, — объяснил «Реальному времени» Денис Голякевич, региональный менеджер группы компаний «СТиМ» — производителя и поставщика материалов и техники для дорожной разметки.

Термопластик против холодного пластика

Кроме высокой устойчивости, холодный пластик отличается отличной ремонтопригодностью: изношенные части разметки можно ремонтировать с помощью обычной дорожной краски или спрея. Материал сохраняет видимость даже в ночное время и в дождь — за счет дренажа водной пленки между элементами разметки. Это помогает уберечь водителей от ДТП в непогоду.

Использование холодного пластика имеет преимущества и с точки зрения экономики: подготовка холодного материала к нанесению требует гораздо меньше времени и энергетических затрат. Его надо перемешать в таре до однородного состояния, добавить отвердитель и перемешивать еще в течение 1 минуты. Общее время подготовки материала к нанесению составит всего лишь 2 минуты. А период эксплуатации такой разметки в разы дольше, чем у знакомых всем краски и термопластика.

Это подтверждается и результатами контрольно-полевых испытаний, которые ежегодно проводит ЦИТИ «Дорконтроль». Эксперты анализировали, как ведут себя холодные пластики «СТРЕЛА» производства ГК «СТиМ» на участках автомагистрали М-51 «Байкал». Оказалось, что разметка сохраняла свои свойства 17 месяцев, коэффициент светоотражения поддерживался в течение 16 месяцев, коэффициент яркости — до 11 месяцев.

Материалы «СТиМ» работают даже в самых жестких погодных условиях: например, удалось получить хорошие результаты применения холодного пластика на Крайнем Севере. Специалисты провели тест на двух объектах федеральной автомагистрали А-121 «Сортавала» в Карелии. На одном из них была нанесена разметка холодным пластиком, а на другом — термопластиком. Работы проводились поздней осенью. Весной выяснилось, что линии из холодного пластика сохранились на 90%, а из термопластика — только на 30%.

ГК «СТиМ» поставляет холодные пластики в Татарстан. Компания уже более 20 лет на рынке и производит не только весь спектр материалов дорожной разметки, но и машины для их нанесения. Наличие собственного производства всего ассортимента материалов и машин для разметки позволяет предлагать комплексные решения для дорожной сферы и постоянно совершенствовать технологии нанесения. Специалисты компании постоянно работают над улучшением свойств материалов для дорожной разметки и экспериментируют с технологиями нанесения.

Например, к таким технологиям относится нанесение разметки структурным способом: не сплошным слоем, а отдельными фрагментами. При этом, по сравнению с толстослойным нанесением термопластиком, можно сэкономить до 20% материала и время на подготовку материала для нанесения — что очень важно в условиях сжатых сроков.

Как организация, занимающаяся комплексными решениями для повышения безопасности дорожного движения и разметкой дорог уже более 20 лет, компания «СТиМ» акцентирует внимание на важности применения качественных и долговечных материалов на дорогах, которые повышают безопасность дорожного движения за счет своих дополнительных характеристик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: