Гуманизм, как профессия - Yaboltushka.ru

Гуманизм, как профессия

Статья на тему: «Гуманизм в педагогической профессии»

Статья на тему:

Гуманизм в педагогической профессии

Актуальность: В современном мире очень важен гуманизм учителя по отношению к учащимся. Многие родители не занимаются своими детьми и практически не интересуются его жизнью, так как стремятся обеспечить своего ребенка материально, забывая при этом про другие его потребности, в том числе в общении и внимании со стороны родителей. Поэтому роль учителя тут играет огромнейшую роль, его гуманистическое отношение к ученику.

Но общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Моя практика работы с детьми и наблюдение за организацией их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество с учителями начальных классов во время прохождения практике в школе способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям»‘. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. И поэтому гуманистическая направленность в педагогической профессии очень важна, особенно в наше время.

Гуманистическая направленность профессии учителя
статья на тему

В статье поднят вопрос о роли учителя и гуманистической направленности профессии учителя

Скачать:

Вложение Размер
gumanisticheskaya_napravlennost_professii_uchitelya.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманистическая направленность профессии учителя

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Мир — это сложная система, постоянно стремящаяся к балансу, к равновесию. И здесь помимо классических Добра и Зла на чаши весов поставлено значительно большее число параметров. В конечном счете на эти же самые Добро и Зло можно смотреть по-разному, так сказать, с разных углов. И тогда смысл этих слов может сильно изменяться, вплоть до полной замены одного понятия другим. Никогда не стоит забывать дядюшку Эйнштейна. Все относительно и имеет смысл только применительно к некоторой системе координат.

Все живое существует благодаря передачи информации на уровне генотипа. Передачей этой информации заведует природа и в данном вопросе ей пока нет равных. Но у человека помимо его физической части есть еще и духовная, без которой он— ничто.

Вот эту самую духовную сторону в человеке как раз и обязан воспитать учитель. В его силах не только передать опыт всех предыдущих поколений своим воспитанникам, но и установить в сознании людей, пришедших у него учиться, правильную «систему координат». Ибо с этого начинается любое дело. Он прежде всего человек, но человек призванный пользуясь своим личным опытом и духовной силой воспитывать новое, достойное продолжение человеческого рода.

Плюс, учитель является проводником в мир науки или того рода деятельности, которому он учит. Несомненно — он должен быть первоклассным специалистом в этой области, он просто обязан любить свое дело, причем не только сам предмет, но и его преподавание. Ведь знания нужно правильно преподнести.

Учитель далек от практической политики, он не заведует высокотехнологичными ракетами класса земля-земля и не имеет доступа ко всякого рода сундучкам с красными кнопками, да ему это и не нужно, ибо его методы изменения Мира совсем другие. Во всем многообразии рукотворного Мира есть одна слабость — он слишком зависит от человека и смысл любого человеческого действия, как я уже сказал, будет воспринят в зависимости от принятой в сознании оценивающего точки зрения. И многое сводится только к тому, что человеку вовремя не дали толчка, импульса, и он потерялся, поддавшись инертности сознания и инстинкту толпы. Именно такие толпы, и вырвавшиеся из них одиночки, незыблемые памятники которых ради вечной славы водружают на пьедесталы, вершат судьбы мира, свободно распоряжаясь многими жизнями. Жизненный путь человека в руках самого человека и только он хозяин своей собственной судьбы, но Человеком ведь не рождаются — им становятся, а точнее, старшее поколение «делает» новое, которое должно быть достойной заменой — шагом вперед. [1]

«Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.» [2]

«Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» [3]

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям»‘. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». [4]

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее.

Кто такой гуманист и какое общество он хочет построить?

Интересуетесь понятием гуманизм — узнайте, что это такое, какие типы гуманистов существуют. Ознакомьтесь с топ-10 самых известных его последователей, плюсами и минусами гуманистического мировоззрения в журнале «КтоТакой»!

  1. Кто такой гуманист?
  2. Плюсы гуманизма
  3. Минусы гуманизма
  4. Типы гуманистов
  5. Самые известные гуманисты
  6. Как еще называют гуманистов?

Кто такой гуманист?

Так называют последователей гуманизма – тех, кто осознает высшую ценность человека и его неотъемлемое право на счастливую, свободную жизнь и полноценное развитие. Они в качестве критерия для оценки отношений в сообществе выбрали благо человека.

К ним также относятся представители гуманизма – идейно-культурного течения эпохи Ренессанса.

Этот термин имеет латинское происхождение. Его первоисточники – слова humanus (человеческий) и humus (земля). Из них сформировалось понятие humanitas, что в переводе с латыни означает «человеческая природа» или «человеколюбие».

Главная цель приверженцев этого движения – пробудить в каждом желание приносить людям пользу, служить человечеству вместо того, чтобы просто существовать. Многие гуманисты на основании этого выступали за построение идеального государства. Затем их идею позаимствовали социалисты.

Читайте так же в журнале «КтоТакой» — «Кто такой филантроп» и чем он отличается от мизантропа

Плюсы гуманизма

Основные принципы этого течения каждая философия объясняет на свой лад. Но преимущества гуманистического мировоззрения при этом не меняются. Среди них выделяют следующие:

  1. Отказ от насилия в любой его форме. Это касается и физического воздействия, и психического давления. Поэтому гуманисты всегда будут вести себя мирно и дружелюбно. (Смотрите так же — кто такие пацифисты)
  2. Повышенная способность к сопереживанию, пониманию окружающих – это облегчает взаимодействие в социуме и сводит к минимуму количество конфликтных ситуаций.
  3. Уважительное отношение к своим потребностям и желаниям.
  4. Готовность помогать другим бескорыстно .
  5. Осознание ценности собственного счастья и благополучия.

Гуманизм – это опора современной морали. Благодаря ему поддерживается вера в справедливость и понимание ценности человеческой жизни.

Минусы гуманизма

К слабым сторонам гуманистического восприятия мира относятся:

  1. Неоднозначность толкования. Неправильное понимание его принципов может причинить вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не объясняют, как защищать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать при попытке кого-то спасти.
  2. Противоречивое отношение к острым социальным явлениям – эвтаназии, абортам. То, что одним людям кажется гуманным и справедливым, другие считают преступлением против человечества.
  3. Уход от реальности. Идеальное общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить.
  4. Обезличивание, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется значимость отдельных людей, включая членов семьи.
  5. Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир якобы не совершенен. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже мизантропии.

Гуманизм чаще всего критикуют за его двойственность. С одной стороны он проповедует ценность жизни человека и его благ, а с другой – становится причиной противоречий и вызывает стресс.

Типы гуманистов

Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

  1. Литературные. Проповедуют человеческие ценности через создание сюжетных линий и образов в своем литературном творчестве.
  2. Философские. Заставляют задуматься о смысле жизни, своей роли в обществе.
  3. Религиозные. Трактуют религиозные учения как источник человеколюбия .
  4. Светские. Верят в силу прогресса и науки. Выступают за то, чтобы вести праведный образ жизни можно без опоры на божественные заповеди.
  5. Правозащитные. Отстаивают интересы тех, кто пострадал при взаимодействии с органами власти или другими людьми. Защищают личностные права и свободу.
  6. Пацифистские. Акцентируют внимание на борьбе с войнами и прочими вооруженными столкновениями.
  7. Общественные. В основном это волонтеры и лица, занимающиеся благотворительностью.

В некоторых случаях гуманисты принадлежат к нескольким типам одновременно. Например, деятельность правозащитников часто перекликается с занятостью активистов-общественников.

Самые известные гуманисты

В топ-10 сторонников гуманистического мировоззрения входят:

Благодаря деятельности великих гуманистов многие люди пересмотрели свои взгляды на жизнь и осознали, что человек – это наивысшая ценность.

Как еще называют гуманистов?

Чаще всего их называют человеколюбами – из-за проповедования идеи любви к ближнему, понимания ценности человеческой жизни. Гуманистов нередко считают эмпатами – благодаря способности сопереживать, всячески помогать окружающим и понимать любые оттенки их эмоций.

Понятие гуманности и гуманистического мировоззрения также тесно связаны с представлениями о душе и духовном развитии личности. Поэтому последователей течения еще называют антиматериалистами, ведь на первое место они ставят внутренний мир человека.

Гуманизм

Гумани́зм – (от лат. humanitas – чело­веч­ность, humanus – чело­веч­ный) – 1) миро­воз­зре­ние, в центре кото­рого лежит идея о благе чело­века, заботе о его правах на сча­стье, сво­боду, равен­ство, лич­ност­ное раз­ви­тие (и т. п.); 2) эти­че­ская пози­ция, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая в каче­стве высшей цен­но­сти заботу о чело­веке и о его благе; 3) система обще­ствен­ного устрой­ства, в рамках кото­рого за высшую цен­ность при­зна­ётся жизнь и благо чело­века (пример: эпоха Воз­рож­де­ния нередко назы­ва­ется эпохой Гума­низма); 4) чело­ве­ко­лю­бие, чело­веч­ность, ува­же­ние к чело­веку и т. п.

Гума­низм офор­мился в Запад­ной Европе в эпоху Воз­рож­де­ния, в про­ти­во­вес пред­ше­ству­ю­щей ему като­ли­че­ской идео­ло­гии аске­тизма, кото­рая утвер­ждала мысль о ничтож­но­сти чело­ве­че­ских потреб­но­стей перед тре­бо­ва­ни­ями Боже­ствен­ной при­роды, вос­пи­ты­вала пре­зре­ние к «брен­ным благам» и «плот­ским удо­воль­ствиям».

Роди­тели гума­низма, будучи хри­сти­а­нами, не ста­вили во главу миро­зда­ния чело­века, но только напо­ми­нали о его инте­ре­сах как лич­но­сти бого­по­доб­ной, обли­чали совре­мен­ное им обще­ство в грехах против чело­веч­но­сти (любви к чело­веку). В своих трак­та­тах они утвер­ждали, что хри­сти­ан­ское учение в совре­мен­ном им обще­стве не про­сти­ра­лось на всю пол­ноту чело­ве­че­ской при­роды, что непо­чте­нием, ложью, воров­ством, зави­стью и нена­ви­стью по отно­ше­нию к чело­веку явля­ются: пре­не­бре­же­ние его обра­зо­ва­нием, здо­ро­вьем, твор­че­ством, правом выбора супруга, про­фес­сии, образа жизни, страны про­жи­ва­ния и многим прочим.

Гума­низм не стал эти­че­ской, фило­соф­ской или бого­слов­ской систе­мой (см. об этом в статье Гума­низм, или Воз­рож­де­ние фило­соф­ского сло­варя Брок­гауза и Эфрона), но, несмотря на его бого­слов­скую сомни­тель­ность и фило­соф­скую неопре­де­лен­ность, в насто­я­щее время его пло­дами поль­зу­ются и самые кон­сер­ва­тив­ные хри­сти­ане. И, напро­тив, редко кто из самых «правых» хри­стиан не ужа­са­ется тому отно­ше­нию к чело­ве­че­ской лич­но­сти, кото­рое при­нято в сооб­ще­ствах, где почи­та­ние Еди­ного Бога соче­та­ется с отсут­ствием гума­низма.

Однако, с тече­нием вре­мени, в гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии про­изо­шла под­мена: Бог пере­стал вос­при­ни­маться цен­тром все­лен­ной, цен­тром все­лен­ной стал чело­век. Таким обра­зом, в соот­вет­ствии с тем, в чем пола­гает гума­низм свой систе­мо­об­ра­зу­ю­щий центр, можно гово­рить о двух видах гума­низма. Изна­чаль­ный – гума­низм теи­сти­че­ский (Иоанн Рей­х­лин, Эразм Рот­тер­дам­ский, Ульрих фон Гутен и проч.), кото­рый утвер­ждает воз­мож­ность и необ­хо­ди­мость про­мысла Божия о мире и чело­веке. «Бог в этом случае не только транс­цен­ден­тен миру, но и имма­нен­тен ему»1, так что Бог для чело­века явля­ется в этом случае цен­тром миро­зда­ния.

В полу­чив­шем широ­кое рас­про­стра­не­ние деи­сти­че­ском гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии (Дидро, Руссо, Воль­тер) Бог пол­но­стью «транс­цен­ден­тен чело­веку, т.е. абсо­лютно непо­сти­жим и недо­сту­пен ему»2, поэтому чело­век ста­но­вится цен­тром миро­зда­ния для самого себя, а Бог только «учи­ты­ва­ется».

В насто­я­щее время подав­ля­ю­щее боль­шин­ство работ­ни­ков гума­ни­тар­ной сферы счи­тает, что гума­низм авто­но­мен, потому что его идеи не могут быть выве­дены из рели­ги­оз­ных, исто­ри­че­ских или идео­ло­ги­че­ских посы­лок, все­цело зави­сит от накоп­лен­ного чело­ве­че­ского опыта по реа­ли­за­ции меж­куль­тур­ных норм сов­мест­ной жизни: сотруд­ни­че­ства, бла­го­же­ла­тель­но­сти, чест­но­сти, лояль­но­сти и тер­пи­мо­сти к другим, сле­до­ва­ния закону и др. Сле­до­ва­тельно, гума­низм уни­вер­са­лен, то есть при­ме­ним ко всем людям и любым соци­аль­ным систе­мам, что нахо­дит отра­же­ние в праве всех людей на жизнь, любовь, обра­зо­ва­ние, нрав­ствен­ную и интел­лек­ту­аль­ную сво­боду и др.3 Фак­ти­че­ски, это мнение утвер­ждает тож­де­ство совре­мен­ного поня­тия «гума­низма» поня­тию «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона», упо­треб­ля­е­мого в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии (см. здесь и далее «Педа­го­ги­че­ское дока­за­тель­ство…»). Хри­сти­ан­ское поня­тие «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона» от обще­при­ня­того поня­тия «гума­низма» отли­ча­ется только пред­по­ла­га­е­мой при­ро­дой, то есть, тем, что гума­низм счи­та­ется соци­ально обу­слов­лен­ным, порож­ден­ным соци­аль­ным опытом явле­нием, а есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон счи­та­ется вло­жен­ным изна­чально в душу каж­дого чело­века стрем­ле­нием к порядку и вся­че­скому добру. Так как, с хри­сти­ан­ской точки зрения, недо­ста­точ­ность есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона для дости­же­ния хри­сти­ан­ской нормы чело­ве­че­ской нрав­ствен­но­сти оче­видна, то оче­видна и недо­ста­точ­ность «гума­низма» как основы гума­ни­тар­ной сферы, то есть, сферы чело­ве­че­ских отно­ше­ний и чело­ве­че­ского бытия.

Под­твер­жде­нием абстракт­но­сти поня­тия гума­низма служит сле­ду­ю­щий факт. Так как есте­ствен­ная нрав­ствен­ность и поня­тие о любви к чело­веку свой­ственны, в том или ином про­яв­ле­нии, любому чело­ве­че­скому сооб­ще­ству, то и поня­тие гума­низма берется на воору­же­ние прак­ти­че­ски всеми суще­ству­ю­щими идео­ло­ги­че­скими уче­ни­ями, бла­го­даря чему суще­ствуют такие, напри­мер, поня­тия, как соци­а­ли­сти­че­ский, ком­му­ни­сти­че­ский, наци­о­на­ли­сти­че­ский, ислам­ский, ате­и­сти­че­ский, инте­граль­ный и проч. гума­низмы.

В сущ­но­сти, гума­низ­мом можно назвать ту часть любого учения, кото­рая учит любить чело­века в соот­вет­ствии с пони­ма­нием этой идео­ло­гией любви к чело­веку и мето­дов ее дости­же­ния.

При­ме­ча­ния:

1. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 60.
2. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 58.
3. Педа­го­гика: педа­го­ги­че­ские теории, системы, тех­но­ло­гии. М.: Academia, 2003. C. 30–33.

Гуманистическая сущность социальной работы

В большинстве стран с различными специфическими социально-культурными и экономическими условиями труд социальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности играют роль главного побудительного мотива при выборе профессии социального работника.

Термин «гуманизм» используется многими авторами достаточно широко. Иногда его используют в качестве синонима доброты и милосердия. Для того, чтобы более полно понять значение и смысл гуманизма, рассмотрим его происхождение и содержание.

Гуманизмом в конкретно-историческом смысле слова называют мощное литературно-философское и культурное движение, развернувшееся в XIY-XYI веках, в период Возрождения. В условиях кризиса феодализма, актуализации всесторонних преобразований в европейских странах сформировалось, на основе идейного наследия античных мыслителей, новое мировоззрение, в центре которого был человек, его взаимоотношение с обществом. Общественному вниманию был предложен человек, свободный от сословных и социальных ограничений. Было провозглашено, что сам по себе человек свободен от ограничивающего, искажающего воздействия социальной среды.

В противовес аскетическим религиозным догматам возрожденческий гуманизм отстаивал право человека на счастье в реальной жизни, а не в потустороннем мире. Причем земные, телесные радости полноправно входили в понятие счастья. Полнота бытия человека не мыслилась без женской красоты и плотской любви, вкусной пищи, дружеского общения. Основным регулятором человеческого поведения признавался свободный разум, а не репрессивная, запретительная церковная мораль. Человек рассматривался как средоточие мира, творец земного бытия, как мера всего сущего. Гуманизм этой эпохи утверждал права, свободы и достоинство личности, характеризовал их как естественные условия функционирования цивилизованной общественной жизни. Значение такого рода гуманизма подкреплялось верой в естественный прогресс общества, основанный на развитии экономики, индустриального производства просвещения и образования.

Идеи возрожденческого гуманизма лежат в основе традиций европейского рационализма эпохи Просвещения и последующих периодов, которые обогащали основанное на разуме понимание природы человека и его взаимоотношении с обществом. Признание естественных, прирожденных человеку прав, послужило идейной основой как для антифеодальных революционных движений, так и для формирования гуманистической традиции, гуманистического мировоззрения в широком смысле слова.

Следует отметить, что являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, гуманизм имеет конкртно-историческое содержание, которое определяется социально-экономическими условиями и характером общественных отношений. Как духовно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, проявляясь в виде этической нормы, социального идеала, духовной ценности, свободы воли, взаимопомощи и сотрудничества, уважения к правам и достоинству личности, равенства и равноправия, справедливости и т.д.

Для всех гуманистов было присуще уважение к достоинству человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии, стремление создать благоприятные условия для жизни человека в обществе и защиты его прав. Их объединяли идеи свободы человеческой личности, равенства и братства, право на удовлетворение жизненно важных материальных и культурных потребностей людей на право развития их «естественной природы», физических и духовных способностей.

К середине ХХ века в основных законах большинства стран и международных документах права человека, провозглашенные гуманистами, получили правовое признание. В связи с этим следует упомянуть Общую декларацию прав человека, принятую в 1948 году Организацией объединенных наций, Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, Международные пакты о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах человека.

Социальная работа является тем социальным механизмом, который трансформирует потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Основным показателем цивилизованности общества всегда являлись отношение к человеку, наличие у него определенных прав и свобод, уровень духовности и содержание духовных ценностей. В каждой цивилизации имелось свое понимание гуманизма, которое воплощалось в социальную жизнь присущими ей средствами и механизмами.

Таким образом, гуманизм — это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

С позиций современного гуманизма, благо человека является критерием оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, но не средством, предметом для манипуляции или подавления. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и каждому отдельному человеку высокие требования, соответствовать которым непросто и в социальном плане, и в личностной практике. Гуманизм является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но источником развития общества он становится лишь в том случае, когда превращается в убеждения всех людей, деятельность которых направляется на создание более совершенного по своему содержанию бытию. Гуманизм предполагает наличие у каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др.

По своей природе социальная работа ориентирована на гуманистические цели. Гуманистическая ориентация означает, что жизнь человека является абсолютной ценностью, что право на уважение и достойное существование имеет каждый человек независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. В соответствии с этим принципом наркоман, преступник, психически больной выступает прежде всего как человек, попавший в беду и нуждающийся в помощи. Если основой всех прав человека является признание его права на жизнь, достойную человека, то в свете этого понятна постоянная актуальность гуманистического принципа социальной справедливости на протяжении всей истории человечества. Этот принцип имеет большое значение, так как без гармонизации социальных интересов, устранения явной несправедливости в распределении общественного богатства между людьми, невозможно стабильное развитие общества.

Социальные работники, оказывая содействие индивидам, семьям и группам в осуществлении своих социальных прав, нередко встречают прохладное отношение со стороны руководящих работников к делу социального обеспечения людей, испытывают проблемы в обеспечении своей деятельности необходимыми ресурсами. Тем не менее, даже принимая во внимание всю сложность социально-экономической ситуации, сложившейся в настоящее время в обществе, социальные работники должны в своей деятельности противодействовать нарушению прав человека, последовательно и неуклонно проводить в жизнь принцип социальной справедливости. В противном случае это будет вести к росту социальной нестабильности, дегуманизации общественных отношений.

Другим важным принципом является признание права каждого человека на самоопределение, т.е. жить в соответствии со своими желанием и волей, исходя из личных потребностей и предпочтений. Практическое воплощение этого принципа в практику социальной работы означает отказ от навязывания клиенту способов решения проблем, максимальный учет его пожеланий.

Социальный работник должен избегать зла и стремиться к добру. Сущностное содержание добра в конечном итоге заключается в том, что через поддержание прогрессивного и гуманистического в настоящем, перед обществом, группой, личностью ставится задача на будущее, и эта перспектива дает возможность жить, перенося трудности и терпя лишения. Если у людей в перспективе отсутствует достойная цель, тогда не реализуется их творческий потенциал, ослабевается тонус жизнедеятельности.

Моральное содержание социальной работы определяет возникновение определенных нравственных коллизий, которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей работе. В социальной практике, в каждой конкретной ситуации нельзя догматически и односторонне трактовать добро и зло, так как они могут переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Добро несет в себе зародыш своей противоположности, а зло содержит потенцию добра. Поэтому социальный работник обязан делать тщательный анализ социальной проблемы и особенностей личности клиента. При этом он обязан избегать навязывания человеку, оказывающему помощь, своих субъективных представлений о моральных нормах, в качестве единственно верных.

Социальная работа как профессия возникла на основе благотворительной деятельности, которая была объявлена христианским богоугодным делом, так как она вытекала из сущности Бога, представляющей собой не что иное, как любовь ко всем людям. Безусловно, проявление сострадания, милосердия, доброжелательности является необходимым условием оказания помощи нуждающимся.

Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Сущность социальной работы заключается в восстановлении социальной справедливости и равенства. Деятельность социального работника направлена на раскрытие потенциальных возможностей клиента, развитие его психологических, моральных и социальных качеств, которые позволили бы ему самостоятельно решать свои проблемы. В этом заключается особенность и отличие социальной работы от благотворительности.

Социальная работа в обществе представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на формирование и реализацию гуманистических ценностей и идеалов в результате которой происходит преобразование социальной действительности и создание возможностей достижения гуманистического идеала и благополучия личности и общества.

Непосредственными практическими задачами социальной работы являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования, а ее основополагающая цель заключается в гармонизации всей системы отношений — в семье, коллективе, нации, обществе в целом.

Социальная работа является показателем уровня моральности и гуманности общества по отношению к людям, имеющим затруднения в осуществлении жизнедеятельности. Она выражает социальное самосознание нации, уровень культуры и цивилизованности государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: