Как улучшить умственные способности? - Yaboltushka.ru

Как улучшить умственные способности?

Как улучшить память: мнение врача

Вопрос «как улучшить мою память?» наверняка задавал себе каждый из нас хотя бы раз в жизни. Как правило, это было связано с особенными обстоятельствами, требовавшими быстрого запоминания больших объемов информации (например, во время экзаменационной сессии) или же при освоении новых навыков (при переходе на новую, ответственную работу). А с возрастом поддержание остроты памяти становится одной из первоочередных задач, наряду с заботой о физической форме.

Как мы видим, ситуации, при которых людей начинают волновать возможности их памяти, очень различаются. Порой это связано с органическими изменениями нервной ткани, происходящими при старении или некоторых заболеваниях. А иногда причиной снижения памяти являются функциональные расстройства (например, сильный стресс и переутомление). А бывает и так, что нам просто необходимо побыть какое-то время «суперменом».

Начнем с возрастных изменений .

Как в конкретном случае понять, является ли снижение памяти нормальным процессом старения, или это проявление заболевания?

Нормальное возрастное снижение памяти не мешает человеку вести полноценную, продуктивную жизнь. К примеру, если вы случайно забыли чье-то имя, то непременно вспомните его через пару дней. Иногда вы не можете найти очки, или Вам чаще приходится составлять списки дел и покупок.

Все эти проблемы в целом вполне решаемы и не влияют на способность вести независимую жизнь, общаться и работать.

Е сли же вы заметили у своих пожилых родственников более тревожные симптомы (или они сами пожаловались вам на возникшие проблемы) – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу (желательно, специализирующемуся на проблемах памяти).

Е сли вы заметили у своих пожилых родственников симптомы – постарайтесь не затягивать с визитом к невропатологу.

Для поддержания молодости мозга помните о двух правилах: первое — мозг подобен мышце и нуждается в тренировке, второе — что хорошо для сердца, то хорошо и для мозга (в обоих случаях нам необходимо заботиться о хорошем кровообращении).

Итак, что на что же нам следует обращать внимание, и не только в пожилом возрасте?

  1. Поддерживайте регулярную физическую активность! Международные рекомендации советуют как минимум 150 минут умеренной аэробной активности в неделю (например, ходьба в доступном Вам быстром темпе), либо 75 минут высоких аэробных нагрузок (бег трусцой). Если у вас нет на это времени, выделите для прогулок хотя бы 10 минут ежедневно.
  2. Высыпайтесь! Это необходимо для нормальной работы мозга в любом возрасте. Сделайте полноценный сон своим приоритетом. Большинству взрослых людей требуется от 7 до 9 часов сна ежедневно.
  3. Здоровая диета также влияет на процессы усваивания информации. Для улучшения памяти ученые рекомендуют включать в рацион ягоды (особенно полезна черника), жирные сорта рыбы (богатые омега-3 жирными кислотами), брокколи, орехи, тыквенные семечки, черный шоколад, апельсины и яйца. Кофеин, содержащийся в кофе и зеленом чае также способен улучшить Вашу память. Ограничьте потребление сладкого, однако разумное количество простых углеводов в диете необходимо.
  4. Избегайте переедания – недавнее исследование клиники Мейо показало, что хроническое переедание и ожирение удваивает риск проблем с памятью для людей старше 70 лет.
  5. Стимулируйте ментальную активность , заставляйте свой мозг работать. Для того чтобы «потренировать» мозг в любом возрасте, ученые советуют начать изучать иностранный язык или осваивать игру на музыкальном инструменте. И не расстраивайтесь в случае медленного прогресса! Это тот случай, когда процесс важнее результата.

Еще одно исследование продемонстрировало, что чтение книг и использование компьютера в пожилом возрасте снижает риск развития деменции на 30-50%. Решайте кроссворды и судоку, играйте в шахматы и шашки, старайтесь разучивать новые маршруты при прогулках и при вождении автомобиля.

  1. Не злоупотребляйте телевизором! Пожилые люди, проводящие за просмотром телевизора менее 7 часов в день, имеют вдвое меньший риск значимого снижения памяти, чем люди, уделяющие передачам более 7 часов ежедневно. Увлекаться компьютерными играми тоже нежелательно. Не так давно немецкий нейрофизиолог Манфред Шпицер (Manfred Spitzer) ввел в научный язык термин «цифровая деменция» («digital dementia»). Группа ученых под его руководством обнаружила, что при злоупотреблении цифровыми технологиями в повседневной жизни начинают разрушаться нейронные связи, отвечающие за кратковременную память. Причина кроется в том, что в обычной жизни за кратковременную память отвечает гиппокамп, а во время игры преимущественно работает часть мозга, называемая стриатум (или базальные ганглии). У активных геймеров, таким образом, отмечается уменьшение объема гиппокампа за счет увеличения стриатума.
  2. Будьте организованными. Заведите ежедневник, календарь или электронный планер, и заносите туда информацию о Ваших планах, встречах, важных событиях. Иногда проговаривание вслух того, что вы заносите в свой ежедневник, помогает закрепить информацию в памяти. Заведите лист текущих дел (to-dolist) и отмечайте в нем выполненные пункты. Отведите в доме определенные места для хранения кошелька, ключей, очков и других важных предметов. При выполнении важных дел старайтесь не отвлекаться и не делайте слишком много вещей одновременно.
  3. По возможности будьте социально активными . В таком случае вы снижаете риски развития деменции на 40%! Встречайтесь чаще с любимыми родственниками и друзьями, станьте членом кружка по интересам или общественной организации. Особенно это важно для одиноких пожилых людей.
  4. Регулярно проходите диспансеризацию и своевременно лечите хронические заболевания ! Чем лучше вы заботитесь о своем здоровье, тем меньше проблем с памятью будете иметь впоследствии.

Существуют медицинские причины обратимого снижения памяти, требующие врачебного вмешательства.

Кроме того, следует сказать о медицинских причинах обратимого снижения памяти, требующих квалифицированного врачебного вмешательства. К снижению памяти могут привести:

  1. Прием некоторых медицинских препаратов (бета-адреноблокаторов, противоаллергических препаратов первых поколений, снотворных). Следует отметить, что эти неприятные побочные эффекты развиваются редко и практически не встречаются у более современных лекарств — поэтому часто помогает замена препарата на аналогичный!
  2. Легкие травмы головы в результате падений или несчастных случаев (в том числе в ситуациях без потери сознания).
  3. Расстройства эмоционального спектра (депрессия, тревожные расстройства, длительные стрессовые ситуации) – помимо прочего, они часто проявляются забывчивостью, замешательством, сложностями с концентрацией, что мешает нормальной ежедневной активности.
  4. Алкоголизм. Хронический алкоголизм способен серьезно нарушить ментальные функции. Алкоголь также может вызвать значительное снижение памяти при взаимодействии с другими лекарствами.
  5. Дефицит витамина В12. Этот витамин помогает поддерживать здоровье нервных клеток и красных кровяных клеток – эритроцитов. Дефицит витамина В12 чаще встречается у пожилых людей, и у пациентов, получающих лечение при сахарном диабете.
  6. Снижение функции щитовидной железы. Нелеченый гипотиреоз проявляется, в том числе, забывчивостью и другими проблемами с памятью.
  7. Опухоли головного мозга. Страшная болезнь на начальных стадиях может проявляться снижением памяти и деменция-подобными симптомами.

Медикаментозные подходы для улучшения памяти

Часто в качестве средств для улучшения памяти предлагаются препараты из группы нооторопов – это лекарства, призванные увеличивать устойчивость мозга к различным вредным воздействиям .

Один из вариантов лечения — ноотропы.

Необходимо обратить внимание на два важных момента: во-первых, большинство из этих препаратов не проходили серьезных медицинских исследований, поэтому эффективность их, по современным стандартам, является недоказанной. Либо же при изучении таких лекарств исследователи не выявляют различий в функционировании центральной нервной системы до и после курса лечения.

Однако, такие препараты очень популярны в нашей стране, накоплен большой опыт их использования. На настоящий момент можно с уверенностью сказать лишь то, что у взрослых людей при их приеме серьезных побочных эффектов практически не отмечается. Кроме того, механизм их действия в большинстве случаев до конца не ясен, что снижает возможности их использования у детей.

Вторым важным моментом является то, что эти лекарства изначально предназначены для улучшения состояния ПОВРЕЖДЕННОГО мозга – вследствие травм, инсультов, интоксикаций. Крайне маловероятно, что они способны повлиять на функции здоровой нервной системы.

Препаратами, которые могли бы помочь в случае потребности в высокой работоспособности и концентрации внимания, являются психостимулирующие средства (иногда их называют общетонизирующими препаратами или адаптогенами). Эти лекарства повышают умственную и физическую работоспособность, и могут немного «подстегнуть усталую лошадь» — поэтому прием их может быть только кратковременным. Курсы таких препаратов иногда назначаются при астенических состояниях – весенних гиповитаминозах, восстановлении после длительных болезней и тяжелых операций.

При длительном лечении они могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность. Водить автомобиль во время их приема тоже опасно!

Во время лечения психостимуляторы могут вызвать лекарственную зависимость, нарушения сна, тревожность и раздражительность.

Психостимуляторы делятся на несколько групп:

  1. Комплексы биологически активных веществ природного происхождения. К ним относятся экстракты, китайского лимонника, левзеи, элеутерококка, заманихи, женьшеня, родиолы розовой, аралии и других растений, а также препараты из неокостеневших рогов маралов и оленей (Пантокрин).
  2. Препараты, содержащие естественные аминокислоты, полученные химическим способом (аргинин, аспарагин, цитруллин, треонин, глицин) — Сарженор, Когитум, Стимол, Биотредин, Глицин форте.
  3. Препараты, содержащие синтетические молекулы — Сульбутиамин, Энерион, Фенотропил, Бендазол, Кофеин, Трекрезан, Метапрот.
Читайте также  Воздействие электромагнитного поля на человеческий организм

Также к адаптогенам иногда относят витамины группы В и омега – полиненасыщенные жирные кислоты.

Что касается препаратов, используемых для лечения деменции на всех стадиях, то долгое время большие надежды возлагались на средства, содержащие экстракт листьев Гинкго Билоба (Танакан, Билобил, Гинкоум, Мемоплант). К сожалению, крупные исследования, законченные к настоящему времени, не выявили эффективности этих лекарств при возрастном снижении памяти – ни профилактической, ни лечебной.

На настоящий момент единственным веществом с доказанной эффективностью при деменции является мемантин (Акатинол Мемантин, Нооджерон, Марукса, Меманталь, Меморель, Тингрекс). Назначается препарат неврологом на длительный хронический прием.

ТО для мозга. Когда начинать?

Когда мозг начинает стареть? Как сохранить продуктивную мыслительную деятельность и здоровье мозга до глубокой старости? Реально ли «тренировать» мозг?

Некоторые факты

Существуют данные, что потеря определённой части мозговой ткани происходит уже после 20-летнего возраста. После 60-ти скорость этого процесса увеличивается. Однако во многих случаях мы не замечаем этих изменений — особенно в молодом возрасте. Да и у пожилых людей когнитивные нарушения тоже отмечаются не всегда.

ПОТЕРЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЧАСТИ МОЗГОВОЙ ТКАНИ
ПРОИСХОДИТ УЖЕ ПОСЛЕ 20-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Среди прочего, это может объясняться тем, что количество клеток в мозге заложено с «запасом», так что возрастные потери теоретически не должны оказывать влияния ни на память, ни на интеллект.

Читайте материал по теме: Как работал мозг Альберта Эйнштейна?

Но почему же тогда это происходит?

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

Что влияет на работоспособность мозга? Важное значение на состояние здоровья нашего биокомпьютера оказывает наш образ жизни.

Особенности питания с чрезмерным потреблением жирной пищи, длительные стрессовые воздействия, неоптимальный режим дня, труда и отдыха (в частности нехватка сна) способствуют развитию атеросклероза. Что происходит при этом заболевании? Бляшки, образующиеся в сосудах головного мозга (и не только), приводят к уменьшению поступления в него крови. Как следствие, меняются возможности интеллекта, память, активность, способность к ориентации.

Отрицательно влияют на мозг и такие факторы, как загрязнённый воздух и вода, хронические недуги, курение, потребление спиртных напитков и наркотических веществ.

Не последнюю роль в неблагополучии мозга и ухудшении его способностей играют болезнь Альцгеймера и Паркинсона.

Удобное кресло и гиподинамия, вкусная, но бесполезная (а то и вредная) пища, лихорадочная потребность достичь успеха любой ценой («Определённо, тщеславие — мой самый любимый из грехов» — помните героя Аль-Пачино из «Адвоката дьявола»?) — «друзья» эти, прямо скажем, ложные. Но если знать их в лицо, то можно что-то сделать, не так ли? А что ещё может помочь?

Развивается то, что используется

Чтобы развивать и поддерживать в хорошей форме наши мышцы, мы занимаемся физическими упражнениями. В целом применим данный принцип и к мозгу: прогресс есть тогда, когда его тренируют.

Читатель может возразить, что его голова работает постоянно: новости, анализ того, что он видит и слышит. Но и ходим мы регулярно — например в магазин в 5-ти минутах от дома. Становится ли от этого наше тело сильнее, а сердце — здоровее? Вряд ли столь заметно — скорее всего они остаются в своей прежней форме. К тому же со временем начинают оказывать своё действие и возрастные изменения.

Примерную аналогию можно провести и с мозгом. Когда он действительно развивается? С самого нашего рождения. Школа, ВУЗ — этапы жизненного пути, когда к нему предъявляются высокие требования. Он не может не ответить и. становится другим. Что происходит потом? А потом мы в значительной степени используем наработанное. Но это в случае, когда регулярного обучения новому уже не происходит.

Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его мозг

Так что же полезно для нашего мозга? Как поддерживать и развивать память, мышление, внимание? Если упражнения существуют для мышц, почему бы им не быть и для нашего суперкомпьютера? И это на самом деле так.

Проанализируйте свои рабочие и бытовые привычки. А после освойте навык, которого у вас нет.

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА — ОДНО ИЗ САМЫХ
ПОЛЕЗНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МОЗГА

Когда вы в последний раз пользовались иностранным языком? Для общения, чтения, просмотра фильмов? Давно? Возвращайтесь к иностранному языку и по возможности больше с ним не расставайтесь. Достигли успеха в одном языке — переходите к другому, из той же или совсем другой языковой группы. Английский, китайский и арабский заставят ваш мозг функционировать по-разному, несмотря на то, что всё это — языки.

А умеете ли вы играть на музыкальном инструменте? Может мечтали? Начните воплощать мечту в жизнь.

Помимо игры на скрипке знаменитый мистер Шерлок Холмс превосходно играл в шахматы. Вам тоже нравится эта игра? Или вы предпочитаете Восток с его Го? Кроссворды и головоломки также смогут разнообразить деятельность вашего мозга.

Любите поэзию? А декламировать наизусть? Если вы к тому же владеете иностранным, то «To be, or not to be: that is the question» вам тоже может быть по силам? Пробуйте!

Читайте книги. Не знаете, что почитать? Поищите рекомендации в Интернете.

«Жизнь — это движение»

В разных вариантах эту фразу знают, пожалуй, все. Двигательная активность не только ускоряет кровоток вообще и в мозге — в частности. Физические упражнения используются в реабилитации больных, у которых страдает двигательная сфера.

Возможно, вы будете удивлены, но особым образом составленная двигательная программа способна в буквальном смысле менять функционирование мозга. Да, именно так: не только мозг обеспечивает вам способность к движению, но и само движение «обратно», с периферии, воздействует на него и на его функции.

ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОСТАВЛЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СПОСОБНА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ
МЕНЯТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА

Активный образ жизни благотворно влияет и на эмоциональную составляющую: движения успокаивают, повышают сопротивляемость к стрессу (а ведь мы помним, что важно не то, что на нас действует, а то, как мы к этому относимся). Так что движение на нашей стороне: возможно, именно благодаря ему удастся не обращать внимания на повседневные помехи, и спокойнее относиться к ежедневным событиям.

Важно помнить и о правильном выборе физической активности. Полезны для мозга так называемые аэробные нагрузки (например, длительные прогулки). А вот силовые тренировки требуют повышенной аккуратности: будучи изнурительными и частыми, пользы они не принесут. Поэтому для того, чтобы выбрать вариант, подходящий именно вам, посоветуйтесь со специалистом по лечебной физкультуре и спортивной медицине: среди прочего, при некоторых патологиях могут быть противопоказания в отношении ряда видов спорта и физической активности.

Путешествуйте. Необязательно далеко. Меняйте обстановку, в том числе и природную. Выбирайтесь за город, подальше от суеты. Ищите источники положительных впечатлений.

Ходите на работу определённым маршрутом? Смените его. Мозгу придётся «построить» новую карту: ваша пространственная память скажет вам «спасибо».

Необычный совет. Чистите зубы правой рукой? Если да — попробуйте левой. Поэкспериментируйте с другими, безопасными для здоровья, моментами.

Делу — время. А отдыху?

Расхожая мысль о том, что можно отдохнуть, переключаясь с одного вида деятельности на другой, конечно же верна. Долго читали? Пройдитесь. Но значение полноценного сна также никто не отменял. И если раньше после бессонной ночи вы могли довольно успешно отучиться очередной учебный день, то после сорока полноценный сон — совершенная необходимость (а в норме — всегда: для этого не стоит ждать своего сорокалетия).

Читайте материал по теме: Сколько сна необходимо взрослому?

Когда вы совершаете перерыв в работе, не занимайтесь ничем, что может простимулировать работу мозга. Не читайте, не слушайте материал, требующий внимания. Переключиться на похожую деятельность — тоже не вариант. Лучше подремать либо прогуляться.

Когда работа — в радость

Непростой вопрос, но стремиться к этому нужно. Нередко человек выбирает между «должен» и «хочу». Не оставляйте попыток совместить эти вещи. Удовольствие от процесса того, что вы делаете, обладает самостоятельным благотворным действием.

«Кормите» мозг правильно

Да, именно так. Включайте в ваш рацион рыбу, овощи и фрукты, каши (разумеется с учётом аллергии на продукты питания).

Начинайте прямо сегодня

Читайте также  Что такое псориаз?

Время движется только в одном направлении. А потому то, что принесёт вам пользу, лучше начинать раньше, чем позже — совсем необязательно для этого дожидаться выхода на пенсию (которая, согласно последней «оптимизации» законодательства, будет наступать для жителей нашей страны в более позднем возрасте).

Будьте активны, разнообразьте вашу жизнь, правильно питайтесь и своевременно обращайтесь к доктору в случае возникновения проблем. Это позволит сохранить хорошую работоспособность вашего мозга на протяжении всей жизни.

Текст: Энвер Алиев

Препараты для улучшения работы мозга

Работоспособность мозга зависит от его кровоснабжения. Из крови орган получает столь необходимый кислород. Если его не хватает, человек страдает от нарушений когнитивных функций. В условиях экстремальных нагрузок, требующих повышенной умственной активности, естественных ресурсов не хватает, и мозг требует подпитки. При наличии проблем с кровообращением эта потребность многократно возрастает.

В такой ситуации помогают препараты для повышения мозговой активности. Мы разберемся, как они действуют, кому их следует принимать и как их правильно выбрать.

Ноотропы: что это такое?

Ноотропы – это группа средств для улучшения высших функций головного мозга. Она объединяет в себе:

  • лекарства для нормализации мозгового кровоснабжения;
  • стимуляторы мозга, активизирующие умственную деятельность;
  • средства для компенсации неврологического дефицита;
  • витамины, усиливающие сопротивляемость центральной нервной системы к неблагоприятным факторам.

Им ошибочно приписывают несуществующее действие – развитие интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Это заблуждение. От приема таблетки никто умнее не становится. Но если высшие психические функции начинают угасать, их можно вернуть на прежний уровень. Для этого нужно устранить причину – переутомление, гипоксию или иные мозговые нарушения. В этом и заключается назначение ноотропных препаратов.

Принцип действия препаратов для улучшения памяти

Для повышения активности ЦНС имеют значение и такие терапевтические эффекты этих препаратов:

  • ускорение утилизации глюкозы;
  • усиление белкового синтеза;
  • улучшение обмена нуклеиновых кислот;
  • воздействие на моноаминергическую систему (активизация выработки адреналина, дофамина и серотонина);
  • стимулирование холинергической системы во избежание когнитивных нарушений (в частности снижения декларативной памяти).

Цель приёма ноотропов – в улучшении мозгового кровообращения и нормализации метаболических процессов в нервных клетках. Параллельно повышается скорость образования нейронных связей и наращивается их число. Это и приводит к активизации мозговой деятельности. То есть на фоне лечения нарушений ноотропы действуют как стимуляторы работы самого органа.

Что дает человеку повышение активности головного мозга

Ноотропы называют стимуляторами познавания. Прием таких лекарств или витаминов усиливает способности к обучению за счет комплексной активизации работы ЦНС:

  • улучшения памяти;
  • повышения концентрации внимания;
  • усиления восприятия;
  • обеспечения ясности сознания;
  • предотвращения психического истощения;
  • снижения возбудимости;
  • преодоления астении (нервно-психической слабости).

В зависимости от действующего вещества, могут наблюдаться дополнительные эффекты. Одни обладают седативным действием, другие помогают выйти из депрессии. Есть лекарства, помогающие отрегулировать режим сна и бодрствования.

Стимуляторы активности головного мозга нередко объединяют в одну группу с нейропротекторами. Они защищают орган от тяжелых последствий нарушений кровообращения, препятствуют разрушению клеток, помогают притормозить деменцию.

Показания к приему

Ноотропные средства назначаются при диагностировании нарушений мозговой деятельности. Они могут быть связаны с травмами головы, проблемами с кровообращением, интоксикацией. Чаще всего ноотропы выписывают при:

  • кислородном голодании тканей мозга;
  • когнитивных расстройствах (ухудшении памяти, снижении способности к концентрации внимания);
  • вегетососудистой дистонии;
  • энцефалопатии;
  • интоксикации ЦНС (включая алкогольную);
  • нейроинфекциях;
  • депрессии;
  • астении;
  • неврозах.

В этих случаях речь идет о лекарственных препаратах. Для повышения умственной работоспособности можно обойтись хорошим витаминным комплексом.

Детям и подросткам ноотропы помогают при синдроме дефицита внимания и задержке интеллектуального развития. Для пожилых людей они являются оружием против деменции (включая вызванную болезнью Альцгеймера).

Противопоказания к приему

Ноотропы считаются одними из самых безопасных лекарств. Абсолютных противопоказаний к их приему нет. Хотя врачи не рекомендуют употреблять их, если не диагностировано какое-либо нарушение мозговой активности. Не выписывают их беременным и младенцам.

Отдельные препараты имеют побочные эффекты. Их нежелательное появление и может стать относительным противопоказанием к приему. Сюда относят:

  • повышение артериального давления;
  • головокружения;
  • расстройство сна (чаще – бессонница, реже – сонливость в течение дня);
  • двигательное беспокойство;
  • тошнота;
  • кожный зуд;
  • раздражение слизистых оболочек.

Так, если у человека наблюдается психомоторное возбуждение, лекарство для мозговой активности может лишь усугубить ситуацию. Сонливость проявляется не у всех. Перед тем как садиться за руль, стоит понаблюдать за своим состоянием после приема медикаментов.

Группы средств для улучшения работы мозга

Пирацетам был первым в мире ноотропом. Его разработали еще в 1963 году как замену психостимуляторам, выигрывающую за счет отсутствия побочных эффектов. Это вещество стало родоначальником группы рацетамов, улучшающих память.

В категории ноотропов также можно найти:

  • корректоры нарушений мозгового кровообращения;
  • производные диметиламиноэтанола, помогающие усваивать кислород и улучшающие мыслительные навыки;
  • производные пиридоксина (витамина B6), нормализующие метаболизм в нейронах и стабилизирующие работу ЦНС;
  • нейропептиды, способствующие формированию долговременной памяти.

Нейропротекторы иногда отождествляют с ноотропами, но между ними есть различие. Нейропротекторы – это препараты смешанного действия. Они имеют более широкий спектр эффектов.

Рейтинг лучших препаратов для улучшения работы мозга

Несмотря на большой выбор препаратов ноотропного действия в аптеках, среди них есть прочно утвердившиеся лидеры. В первую очередь это упомянутый Пирацетам. Его выпускают в форме таблеток, капсул и инъекций.

Но есть еще много хороших средств аналогичного действия. Они отличаются действующими веществами и доминирующими эффектами. В первую пятерку вместе с Пирацетамом входят:

Глицин Одноименная аминокислота, помогающая справляться с проявлениями вегетососудистой дистонии и умственными перегрузками.
Кавинтон Цереброваскулярный корректор винпоцетин, восстанавливающий кровообращение и нивелирующий последствия гипоксии.
Фенотропил Психостимулятор, способствующий улучшению концентрации внимания, повышению работоспособности, легкий транквилизатор.
Семакс Нейропептид, активизирующий процессы обучения и помогающий адаптироваться к недостатку кислорода.

Витамины для улучшения работы мозга

Если серьезных нарушений в работе мозга не выявлено, злоупотреблять лекарствами не стоит. Решить задачу повышения концентрации внимания или способности к обучению можно с помощью витаминов:

  • бета-каротина, защищающего нейроны от преждевременного старения;
  • B1, нейропротектора, поддерживающего хорошую память и ясность сознания;
  • B6, поддерживающего концентрацию и предотвращающего депрессию;
  • B9, прием которого является профилактикой инсульта;
  • B12, недостаток которого повышает риск болезни Альцгеймера;
  • C, замедляющего дегенеративные процессы;
  • K, ускоряющего обработку поступающих в мозг сигналов.

Чудесной таблетки, которая разом решит все проблемы когнитивной сферы, не существует. Но правильно выявленная причина нарушений позволяет подобрать подходящее средство для их коррекции.

Как развить умственные способности: 10 простых упражнений

Эту методику, позволяющую развивать себя умственно каждый день,

придумал Скотт Янг, программист и писатель, который устроил себе смелый челлендж — за год (!) сам освоил четырехлетнюю программу технологического института Массачусетса. Как можно это сделать, герой подробно рассказывает в своем блоге. А мы сделали для вас самые полезные выжимки из его советов.

Подготовка

Если вас ждет усиленное умственное развитие и интеллектуальная работа, заранее начните планировать, как будете преодолевать это. Тогда тяжелая нагрузка для мозга не станет неожиданностью. Этот же прием отлично помогает, когда вас ждет «адреналиновое» событие — например, за неделю до прыжка с тарзанки, в мельчайших деталях прорисуйте в воображении, как все будет проходить.

Ничегонеделание

Прокрастинация — это абсолютно нормальная реакция на ситуацию напряжения и стресса. Гораздо проще листать френдленту вместо того, чтобы взяться за важный отчет. Когда в следующий раз вы почувствуете, что руки опускаются перед очередным «слоном» (сложной задачей), просто их… освободите. А заодно и проветрите мозг от вала информации — посидите в тишине и спокойствии. Такое тотальное безделье вас успокоит, и работа затем пойдет в гору. А вот от прокрастинации такого эффекта не будет.

Усложнение

Задача может быть глубокой и сложной, но при этом откровенно скучной. Наглядный пример — чтение, во время которого вы начинаете клевать носом. Чтобы этого не происходило, внесите в процесс активность: конспектируйте прочитанное. Это повысит концентрацию мозга.

Контроль времени

Если вы чувствуете, что при выполнении задачи накатывает усталость и так и подмывает отвлечься, устройте себе челлендж: засеките время и проверьте, сможете ли вы концентрироваться на процессе еще 20 минут. Если снова одолевает утомление, еще раз взгляните на часы и попытайтесь потрудиться еще 15 минут. Конечно, рано или поздно необходимо будет сделать перерыв, но зато благодаря такой методике вы увеличите интервалы продуктивности. Это прямая аналогия с постепенным увеличением веса, который человек поднимает в спортзале.

Я — молодец!

Погрязнув в сложной задаче, напоминайте себе о предыдущих собственных победах над, казалось бы, неподъемными проблемами. Это — прямое подтверждение тому, что вы умеете преодолевать препятствия. И начинайте любую работу с малого — небольшие шажки на пути к успеху подарят уверенность.

Читайте также  Профессия стоматолога в россии становится все популярнее

Привет, тревога

Не старайтесь погасить в себе тревожность и страх по поводу предстоящей сложной работы. В разумных дозах эти эмоции действуют на симпатическую нервную систему как азарт — оздоровительно! Удовлетворение от успешного выполнения сложных заданий — одно из ключевых удовольствий в жизни человека, сравнимое с чувством совершенного подвига. А если что-то вас не тревожит, то и не сможет искреннее обрадовать.

Сомневайтесь

Человеческий мозг устроен так, что всегда превозносит собственные теории. Вот почему в процессе сложной умственной работы крайне важно обсуждать с другими людьми свои идеи и алгоритмы решений. Критика не всегда приятна, но она отрезвляет и позволяет улучшить результат. Если посоветоваться не с кем, по заветам Рене Декарта подвергайте сомнению каждый этап работы.

График усталости

Принимайте во внимание прямую зависимость усталости от количества отработанных часов: в первые недели нагрузка должна быть выше. Скотт Янг в начале своего челленджа посвящал учебе 60 часов в неделю, но со временем снижал нагрузку до 35. Это уберегало от ненужной самокритики и разочарований.

Иная стратегия

Берите на вооружение еще одну прямую зависимость: если тратить на дела очень мало времени, шансы не отвлекаться на ерунду повышаются в разы. Выделяйте на задачи, например, лишь три часа до обеда. А остальное время отведите на другие занятия. Не забывайте также про перерывы, разбивая проект на этапы. Для этого придется мыслить крайне рационально и не ругать за безделье и мыслить очень рационально. И помните: эмоциональные переписки в мессенджерах еще никому не помогали блестяще завершить проект в нужный срок. Как и бег по кругу с криком: «А-а-а-а-а!»

Правильные тренинги

Прокачать умственную сферу и улучшить память у взрослых и детей помогут курсы и тренинги Викиум. Например, групповой интенсив «Развитие внимания», который подготовили ведущие специалисты в области нейропсихологии. За 15 дней вы повысите концентрацию, собранность, производительность и собственную организованность, а значит, станете успешнее в учебе и работе.

Кроме того, у Викиум есть масса увлекательных мини-тренингов: в игровой форме вы научитесь легко запоминать большие массивы предметов, устанавливать ментальные ассоциации и даже освоите методику «Дворец памяти», которой пользуются лучшие умы человечества.

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: