Как установить контакт с педиатром? - Yaboltushka.ru

Как установить контакт с педиатром?

Психология общения с родителями на педиатрическом приеме

«Вопросы врачебной практики: ежемесячный журнал для практикующих врачей»

В последние годы медицинский мир вынужденно сталкивается с новыми вопросами, которые синхронизируются с общемировыми тревогами по поводу этики.

Медицина сегодня – это прежде всего сфера услуг, и она, как рабочая зона контакта человек-человек, подвержена общим сопутствующим факторами риска: конфликтности как следствия непонимания, завышенных ожиданий пациентов; «сбоям» в реализации лечебной схемы, отдаляющим выздоровление; сильного включения эмоционального компонента участников взаимодействия, нередко ведущего к профессиональному выгоранию с одной стороны и недовольству качеством обслуживания — с другой.

В связи с этим новую силу набирает волна интереса к деонтологии, понятие о которой в отечественную медицинской литературе ввел онкохирург, академик Н.Н. Петров (1876 – 1964). Этические вопросы взаимодействия врача и пациента – это не только нормы дистанции, представления о границах знания пациента, регуляция интимных связей, но и глубинные вопросы «правильного» общения. Медицинская психология, в своей теории затронув отдельные аспекты взаимодействия врача и пациента, не освещает важных моментов о грамотных способах построения контакта. Здесь особую ценность приобретает т.н. психологическая компетентность врача – интегральная характеристика собственной личности специалиста, включающая свободную и осознанную активность (по Адлеру), опыт и мудрость (Фрейд), умение выстраивать зрелые межличностные отношения (К. Роджерс). Достижение компетенции как способности брать на себя ответственность за решение определенного круга вопросов во взаимодействии с пациентом – во многом вопрос личной мотивации самого врача, однако общий уровень психологической компетентности персонала влияет на качество всей системы медицинского обслуживания.

Большинство современных исследователей вопросы обращения с больными предлагают рассматривать в качестве прикладной отрасли психотерапии. Однако важно понимать, что психотерапевтические навыки требуют не просто особенной компетенции врача, но и предусматривают обладание им особенными человеческими качествами. Желание постигнуть глубинную методологию психотерапии зачастую справедливо отсутствует у медицинского специалиста узкого профиля.

При этом существует целый ряд психологических приемов эффективного общения, освоение которых доступно любому. Результатом применения этих приемов будет снижение конфликтности (а конфликты с врачом – неизменный спутник медицинской отрасли), повышение эффективности самого врачебного приема, и – как следствие — удовлетворенности специалиста от своей работы.

В простой системе врач-пациент применимы общие навыки эффективной коммуникации, однако в усложненной, педиатрической схеме врач-родитель-ребенок взаимодействие протекает по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от врача совершенно особой компетенции.

Формально пациентом на приеме педиатра выступает ребенок, однако по сути коммуникация врача происходит со взрослым, который (особенно на ранних порах, в довербальный период развития малыша) выступает как идентифицированный пациент. Таким образом, родитель в такой ситуации принимает на себя несколько ролей: пациента, посредника и ответственного взрослого, который отвечает за правильность выполнения всех медицинских предписаний, любых назначенных манипуляций. Такой широкий круг ролей с одной стороны осваивается родителем естественным образом уже с появлением ребенка, с другой – вызывает тревожные переживания в связи с новизной и сомнением в правильности их выполнения. Сложное ролевое сочетание – не единственный фактор возникновения тревоги, зачастую мешающей установлению контакта с врачом. В первые годы жизни, когда маленький человек еще не владеет способами точного словесного выражения собственных ощущений, его транслятором становится родитель. Точность такого «перевода» будет зависеть от нескольких факторов: особенностей личного склада взрослого, его психологического состояния, качества его контакта с ребенком.

Особенность компетенции педиатра заключается в способности быстрого «считывания» всех этих факторов одновременно, потому что именно с установления контакта с родителем начинается грамотный педиатрический прием. В случае отсутствия взаимопонимания между педиатром и родителем, недоверия взрослого к врачу не происходит формирования т.н. «комплаентности» (от англ. сompliance – уступчивость) – явления правильного выполнения врачебных рекомендаций и фармакологических назначений. Здесь знания в области практической психологии и системного семейного подхода должны найти сочетание с личными навыками эмпатии, тонкой наблюдательности.

Одним из главных и первичных факторов успешной коммуникации на педиатрическом приеме должно стать снижение тревожности родителя. Наиболее действенными будут прежде всего слова поддержки в его адрес, уверения в достаточно хорошей компетенции его как взрослого. Необходимо, даже если времени не так много, выслушать его рассказ о тех действиях, которые он предпринимает ради здоровья малыша; неизбежная критика от врача должна быть конструктивной, с указанием других эффективных способов помощи и обязательно сочетаться со словами поддержки по поводу грамотных решений, примененных способов помощи.

Сегодня, в век доступности информации даже по узкоспециализированным темам, врачам часто приходится сталкиваться с начитанными, «всезнающими» пациентами. Неравнодушный родитель, особенно молодой, при возникновении волнующих явлений в состоянии ребенка, стремится незамедлительно обратиться к разнообразным источникам: от интернета до знахарки. Информация, полученная таким хаотичным образом, помимо прочего зачастую содержит противоречивые данные, грешит гипертрофированностью угроз, что приводит к повышению общего тревожного фона. В таких случаях педиатр должен проявить некоторую долю авторитаризма, которая послужит укреплению медицинского авторитета. Очевидно, что авторитет должен быть основан прежде всего на высокой профессиональной компетенции, однако врачу необходимо развивать также навык доброжелательной убедительности.

В условиях строгого ограничения отведенного времени на прием педиатру необходимо не только провести необходимое обследование ребенка, но и предоставить родителю информацию, наиболее точно отражающую его результаты и имеющую при этом практическую ценность. Для того, чтобы эта информация была правильно услышана, она должна быть: во-первых, структурированной и не содержать противоречий; во-вторых, сформулирована на понятном родителю языке; в-третьих – содержать в себе элементы «человечности»: искреннего выражения не только своих опасений, но и позитивных прогнозов.

Общеизвестно, что эффективная коммуникация возможна только при обоюдном настрое на конструктивное взаимодействие. И если взрослый, самостоятельно выступая пациентом, чаще всего действительно желает помощи и готов ее принимать, то в случае «представителя» не всегда проявляет себя так осознанно, его поведение может быть конфликтным, противоречивым. Краеугольным камнем здесь служит характер его личных отношений с ребенком. Наблюдательный педиатр по разнообразным поведенческим проявлениям, а также по вербальной информации, которую он получает от родителя на приеме, должен уметь определить стиль родительского поведения. Признаки адекватного стиля — адекватное эмоциональное сопровождения ребенка, ориентация на его состояние, раннее развитие родительской компетентности; тревожного стиля – усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся родительская компетентность, неуверенность взрослого в себе, ярко проявляющиеся опасения за развитие ребенка; эмоционально отстраненного – игнорирующий характер эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как к объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, претензии к особенностям ребенка и жалобы на необходимость отдавать ему все силы, нехваткой времени на себя, неудовлетворенность условиями, отношением других; амбивалентного — резкая конфронтация ценности ребенка, противоположные тенденции в сопровождении отрицательных и положительных состояний ребенка, конфликт между своим состоянием и необходимостью подчиняться мнению других, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и себе, осуждение себя наряду с оправданием; аффективно отвергающего – низкая или отрицательная ценность ребенка, сочетание игнорирования и агрессии в эмоциональном сопровождении ребенка, низкая родительская компетентность и некачественное удовлетворение потребностей ребенка. Большинство классиков системного семейного подхода считает соматические нарушения ребенка симптомами разлада в межличностных отношениях внутри семьи, особое внимание уделяется отношениям ребенка с матерью. Знание о стиле материнского отношения к ребенку будет способствовать формированию объемной терапевтической картины, поможет дополнить набор практических рекомендаций и в большой степени обусловит поведение самого педиатра с присутствующими на приеме. В задачи педиатра не входит коррекция стиля, который часто обуславливает возникновение определенных проблем со здоровьем ребенка, однако важно понимать, что вышеперечисленные рекомендации по установлению успешного контакта с родителем должны корректироваться под каждый конкретный пример. В каждом из них, даже в случаях возникновения антипатии к родителю, возмущения его поступками или словами, важно занимать не оценивающую или осуждающую, но поддерживающую позицию.

Таким образом, педиатр – это совершенно особый тип врача, который при мотивации к повышению психологической компетентности может создать уникальную систему терапевтического воздействия. Помочь в ее формировании могут специальные тренинги профессионального контакта, организованные по инициативе руководства медицинского учреждения.

Шмелева Д.С. — клинический психолог, арт-психотерапевт

  1. Г.Г. Филиппова «Психология материнства» — Москва, 2002
  2. И. Харди «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными» – Будапешт, 1988
  3. Журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009
  4. Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1.

Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста

Казакова Екатерина Николаевна
Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста

УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В этой статье описывается важность установления психологического контакта. Эксперимент.

Читайте также  Правильно чистим зубы для ослепительной улыбки

Психологический контакт — это отношения, между людьми, характеризующееся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.

Для того, чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.

Процесс социализации начинается с 3-х лет, когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад. Это является огромным стрессом для младшего дошкольника: слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.

Установление контакта может, и скорее всего так и будет, происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя определить так быстро, но понравится ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.

Методы установления контакта с воспитанниками:

«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.

Основные компоненты,которые складывают первое впечатление:

Рассмотрим каждый пункт подробно:

Требования к внешнему виду педагога:

— приходить на работу в чистой одежде и обуви;

-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.)

-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;

— коротко стричь ногти.

-Так же одежда не должна стеснять движения.

2. Выражение лица

Вне зависимости от того что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.

Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:

-визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком,

— томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе

— ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.

По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.

Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.

Позы делятся на открытые и закрытые:

1) открытая поза.

Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника;

2) закрытая поза.

Она формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.

Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.

Был проведен эксперимент, задача которого состояла в установлении положительного первого впечатления, психологического контакта с группой младших дошкольников садика №445, 4 группы «Затейники». Использование танцевальных элементов в игре, театральное исполнение заданных образов помогло раскрепостить детей и установить контакт с группой.

О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста Художественная литература заключает в себе богатейшие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Особенно.

Фотоотчет о празднике «В осеннем лесу» с детьми младшего дошкольного возраста Все детские сады из года в год готовятся к проведению осеннего праздника. Для малышей нашей группы этот праздник стал первым крупным мероприятием.

Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в адаптационный период КАРТОТЕКА игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в адаптационный период Дай ручку! Цель: развитие эмоционального общения.

Картотека игр для знакомства и установления положительного контакта между детьми. Картотека игр. Данные игры помогают научить детей: • устанавливать доверительный контакт между собой; • чувствовать состояние и настроение.

Планирование культурно-досуговой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста месяц физкультурные 2 музыкальные 4 сентябрь Развлечение «В гостях у Петрушки» Досуг «Здравствуй, сад, давай познакомимся» Досуг «Музыкальные.

Музыкальные занятия с детьми младшего дошкольного возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие.

Организация проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Процесс воспитания детей непрерывен. Прогулка имеет большое значение для развития.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги «летней работы». Я познакомила.

Театрализованные игры с детьми младшего дошкольного возраста Дети с ранних лет стремятся к творчеству и для расширения игрового опыта наших детей мы используем театрализованную игру. С детьми мы разыгрываем.

Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время актуальность игровой.

Как установить контакт с педиатром?

Наши дети – это кандидаты в успешные, оптимистичные, доброжелательные, творческие взрослые люди. Откроем вам несколько секретов, как стать детям друзьями на пути к взрослению и не потерять контакт с ними.

Секрет № 1. Глаза в глаза. Обращаясь к ребенку или отвечая на его вопросы, важно присесть, наклониться, чтобы быть на одном уровне с ним, и по доброму заглянуть в глаза своего малыша. Так вы сможете показать ему благосклонность, равенство. Есть один беспроигрышный фокус: закрыть глаза руками и так держать их некоторое время. Затем медленно раздвинуть пальцы и посмотреть на ребенка. На его лице появится обязательно улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Секрет № 2. Полетаем. Для того, чтобы установить с ребенком тактильный и эмоциональный контакт, важно пообниматься, «полетать» или «дать пять», и делать это надо не менее 10 раз в день. Объятия ребенку жизненно необходимы, чтобы стать счастливыми, уверенными и даже умными. Если ваше чадо грустит или не хочет разговаривать, выглядит недовольным, хмурым, можно продемонстрировать свое сочувствие: сказать, что видите, что он расстроен и выразить эмоции ребенка на своем лице. Затем обнять и сказать, что готовы выслушать его, но при этом будьте терпеливы, не надо принуждать сейчас же выкладывать все свои мысли.

Секрет № 3. Искренность с ребенком – лучшее, что может быть! Это значит – разговаривать с малышом о том, что вы и он чувствуете, о чем думаете или мечтаете в данный момент. Категорически откажитесь от грубых и обидных слов, прозвищ, подколок. Хочет плакать? Пусть поплачет. Нужно дать малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорить ему ситуацию и то, как можно из нее выйти.

Секрет № 4. Доброе слово. Говорить доброжелательно с ребенком, чаще его хвалить – крайне необходимо! Это внушает ему доверие к Вам и уверенность в себе.

Секрет № 5. Яркий пример. Нелегко, но очень эффективно – быть для ребенка первым, главным, самым ярким примером в любом деле: труд, отдых, увлечения! Полезно изо дня в день проводить не менее часа совместно: играть, читать, гулять, наблюдать, разговаривать, проводить опыты! И вместе с этим давать ребенку время для самостоятельной игры, не отвлекать его от его дел, считая их маловажными. А вот спросить, может ли он отложить свое дело, – отличное решение.

Секрет № 6. Право на ошибку. Необходимо прислушиваться к желаниям ребенка. Позвольте ему иногда совершать ошибки. А если еще не навязывать ему свою помощь, то он вырастет более самостоятельным и инициативным.

Секрет № 7. Идеи, мысли, мнения. Вместо готовых указаний как, когда и что делать, и односложных вопросов, специалисты советуют спросить ребенка подобным образом: «Как тебе такая идея: …?» или «Что сегодня было интересного в детском садике?». Такие вопросы наталкивают дитя на обдумывание ответа и обмен мыслями, идеями и мнениями. Если в силу жизненных обстоятельств нужно подтолкнуть ребенка сделать что-то определенное, можно предлагать неширокий выбор: «Ты наденешь красную или синюю куртку?», «Тебе положить одну или две котлетки?»

Читайте также  История микроскопа: как человечество объявило войну бактериям

Секрет № 8. Прошу совета. Не торопиться высказывать свое мнение! Лучшим решением будет выслушать внимательно, помолчать, выдержать паузу, затем попросить у ребенка совета: «Малыш, я каждый день опаздываю на работу, а ты в детский сад. Как нам поступить?»

Секрет № 9. Мягкая подача. В ситуации капризов, обид, упрямства или другого неуместного поведения ребенка желательно смягчать подачу своих замечаний и требований. Например: «У тебя красивый голос, споешь мне после обеда? Настоящие артисты не поют за едой». Не помешает пробовать переводить детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но… следует помнить, что затевая разговор с разбушевавшимся ребенком на уровне логики (Почему ты себя так ведешь?), эмоциональный контакт теряется.

Секрет № 10. Чувства. Специалисты рекомендуют принимать даже негативные чувства ребенка, признавать и проговаривать их. Чтобы ребенок быстрее успокоился, и капризы утихли, можно помечтать, как бы могли осуществиться желания малыша, например «Вот было бы здорово, если такой самолет прямо сейчас оказался бы у тебя в руках. »

Секрет № 11. Плохо ли отступать от правил? Иногда нужно! Так, в игре можно позволить ребенку проявить фантазию, придумать игру со своими правилами. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет – это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит. При этом немаловажно искренне переживать вместе с ребенком.

Секрет № 12. Юмор – удивительная вещь! Юмор помогает не только переключить внимание, разрядить обстановку, например «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое», но и повысить уровень интеллекта, наблюдательности, творчества. Дети в любом возрасте тянутся к веселым, добродушным, сообразительным людям. Но в шутке, как в прочем и в любом деле, главное не «переборщить».

Первое посещение поликлиники с новорожденным: памятка для начинающих родителей

Первое посещение поликлиники с новорожденным: памятка для начинающих родителей

Первый визит в поликлинику с новорожденным нередко вызывает массу вопросов. Когда лучше всего прийти к педиатру, что прихватить с собой, что именно рассказывать про ребенка – все это зачастую несет в себе множество проблем для начинающих родителей. В данной статье мы приведем ответы на все эти вопросы.

Посещение поликлиники: выбор времени

На этапе выписки из роддома молодая мама оставляет сведения о том, где она будет жить со своим малышом. Эти данные затем передаются в детскую поликлинику, которая закрепляется за ребенком. Роль играет место пребывания – прописка здесь является второстепенной.

Как только мама выпишется из роддома, в первый месяц к ней на дом придет медсестра и педиатр. Визит педиатра нередко происходит в первый же день после выписки. Он проводит обследование малыша, узнает все детали о родах и готовит карту ребенка. Затем примерно 1-2 раза в неделю на дом будет приходить медсестра, отвечающая за ваш участок.

Как только пройдет месяц, вам нужно прийти к педиатру с грудничком. Детские поликлиники нередко имеют специальный «грудничковый день» — в этот день врач ведет прием исключительно детей от месяца и до года. Вы можете узнать в своей поликлинике, на какую дату зарезервирован прием грудных младенцев. В этот день вы сможете минимизировать контакт с больными детьми, посещающими поликлинику. Также вам не понадобится долго ждать, что является еще одним значительным плюсом.

Чтобы правильно выбрать время визита, необходимо изучить расписание приема врача. Отталкиваться можно и от режима активности малыша. Идеальный вариант – попасть на прием педиатра в тот период, когда малыш бодрствует. Однако такая точность практически недостижима, потому лучше просто прийти в какое-то определенное время – желательно пораньше, когда в поликлинике не так много народу. Примерное время – около 8 часов утра.

Планирование маршрута поездки в поликлинику

Маршрут до поликлиники должен быть тщательно продуман родителями. Если вы не слишком хорошо знаете район, есть смысл детально его изучить. Когда есть автомобиль, это несколько решает проблему, поскольку малыша можно поместить в специальное автокресло. Вам останется лишь подобрать удобное место для парковки, которое не потребует длительной транспортировки люльки.

Другие советы по планированию маршрута:

  • Если вы решили воспользоваться общественным транспортом, помните о том, что автобусы и трамваи могут идти переполненными, а потому поставить коляску будет очень сложно.
  • Подземные переходы далеко не всегда имеют удобные съезды, чтобы транспортировать коляску.
  • Планированием маршрута лучше заняться заранее, чтобы знать все детали пути, а также уточнить время дороги. Наведываться к педиатру понадобится часто – особенно в первый год жизни малыша.
  • Если нет своего транспортного средства, вы можете воспользоваться услугами такси с детским автокреслом. Обязательно уточните по телефону, чтобы такое кресло было в наличии. Возможно, с вас возьмут дополнительную плату за данную услугу, но это все равно будет удобнее, чем заносить коляску в автобус.

Что взять в поликлинику

Давайте сначала рассмотрим документы, которые вам понадобятся:

  • Медицинский полис (или временный документ);
  • Паспорт матери;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Медкарта малыша (когда она уже имеется);
  • Родовой сертификат.

Лучше всего завести отдельную папку, в которой будут храниться все важные документы. Так вы точно ничего не забудете и не оставите дома.

Вещи, которые пригодятся при визите в поликлинику:

  • Пеленки. Этот атрибут понадобится при обходе всех без исключения врачей. У педиатра пеленку нужно будет положить на весы при измерении роста малыша. Хороший вариант: обычные фланелевые пеленки.
  • Подгузники. Лучше всего взять сразу несколько подгузников, поскольку неизвестно, сколько времени займет первый визит в поликлинику.
  • Влажные салфетки. Еще один важный атрибут, который следует брать с собой в поликлинику. Один комплект должен быть для ребенка, а другой – для родителей.
  • Детские игрушки. Можно захватить с собой пару-тройку игрушек. Это поможет развлечь малыша и остановить его плач.
  • Соска. Стоит помнить о том, что дети нередко выплевывают соску, а потому лучше закрепить ее на специальной цепочке. Также возьмите запасную соску на всякий случай.
  • Бутылочка с водой и еда для малыша (когда малыш на искусственном вскармливании). Если малыш проголодается, вы всегда сможете его покормить.
  • Блокнот или телефон. Записывайте все то, что вам скажет врач. Во время устного разговора вы можете что-то забыть.

Список вещей немалый. Все это нужно будет куда-то сложить. Идеальный вариант – рюкзак. Он поможет освободить руки во время посещения педиатра. Еще один способ транспортировки вещей – использование сумки, которая идет в комплектации с коляской. Она достаточно вместительна.

Если вы приехали на своей машине, то ребенка можно взять в поликлинику прямо в люльке. Это гораздо удобнее, чем держать малыша на руках. Далеко не каждая мама сможет выдержать новорожденного весом 4-6 кг, когда за спиной еще и висит рюкзак или сумка.

Одежда для посещения поликлиники

Какую одежду выбрать для визита с ребенком в поликлинику? Педиатры советуют выбирать для ребенка одежду, которая легко снимается и быстро надевается.

Лучший вариант – слипер или боди с застежками. Одежду лучше подбирать на основании погоды за окном. Малышу не должно быть слишком жарко или чересчур холодно.

Маме тоже следует подобрать подходящий вариант одежды. Если мама кормит грудью, то в таком случае можно воспользоваться специализированными наборами для кормления. В некоторых случаях подойдет даже простой платок.

В поликлиниках существует специализированная комната матери и ребенка, но часто она закрыта или в нее слишком большая очередь. Потому мамам приходится кормить новорожденного грудью прямо в коридоре. Учтите это и оденьтесь соответствующим образом.

Первый визит к педиатру – как проходит?

Во время первого визита педиатр обследует малыша и задает уточняющие вопросы матери:

  • Вам нужно будет полностью раздеть ребенка на столике для пеленания.
  • Врач изучает кожу, слизистые оболочки, проверяет родничок, суставы, животик, прослушивает сердце и легкие. Также врач исследует хватательный рефлекс, проверяет зрение малыша и его неврологические реакции. Очень часто у малышей встречается гипертонус или дрожание подбородка. Педиатр даст свои рекомендации, как справиться с такими неприятностями.
  • Врач узнает у вас, каковы особенности режима дня у малыша, в каком состоянии стул у ребенка, как часто он ест и т.д.
  • Педиатр устанавливает рост, вес, объем головы и животика у ребенка.

Данные помогают понять, как идет развитие ребенка. Если вы беспокоитесь о чем-либо, связанным с новорожденным, задайте вопрос педиатру – он даст свой ответ.

Читайте также  Консультация невролога – важный этап при диагностике заболеваний

Назначение процедур

Врач может назначить некоторые процедуры после осмотра малыша. Среди таких процедур:

  • Массаж. Это частое явление, если у малыша наблюдается гипертонус.
  • Посещение невролога. Любые неврологические проявления требуют обращения к соответствующему врачу.
  • Анализ мочи и крови. Если имеются нарушения или болезни, то педиатр может направить на сдачу анализов. Кровь у новорожденного берется из пальца. Для сбора мочи можно воспользоваться специализированным мочеприемником.
  • Вакцинация. В первый месяц малышу делают повторную прививку от гепатита В, а также прививку от БЦЖ (если ее не делали в роддоме).

Другие врачи, которых понадобится обойти

Помимо педиатра вам понадобится также обойти и других врачей в поликлинике. Стоит начать с хирурга-ортопеда и невролога. В последнее время всех детей стали направлять на УЗИ мозга и суставов таза. Результаты обследования нужно будет иметь при себе.

Невропатолог оценит симптомы малыша и даст рекомендации, как их лучше устранить. Какие-либо отклонения от нормы могут иметь место в раннем возрасте, потому переживать не нужно. Со временем они могут полностью пройти, но лучше все же держать этот процесс под контролем.

Ортопед изучит сустава таза и даст свои рекомендации по их развитию. Если у ребенка исследование УЗИ показало наличие каких-либо дефектов, то в таком случае ему нужно будет носить специальную распорку. Как долго это делать, определит специалист во время приема.

Первое посещение педиатра – стресс и для малыша, и для его родителей. Постарайтесь вести себя сдержанно и организованно. Лучше всего зарядиться позитивом, ведь такой настрой будет передаваться и вашему малышу!

Коммуникативные основы медицинской деятельности (общение врача и пациента). Часть 1

Основные трудности взаимодействия врача и пациента; барьеры общения. Коммуникативная компетентность, модели лечебного процесса.

Эта статья в формате видеолекции здесь.


Основные задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом:
— Установление контакта с больным;
— Диагностика болезни;
— План лечения;
— Оценка эффективности лечения.

Наименее определенным здесь является психологическое содержание «установления контакта с больным».
При этом процесс лечения заболевания сопровождается:
— Психологическими явлениями, связанными с личностью больного;
— Изменениями личности, связанными с болезнью (будь то острые заболевания, например, ОРВИ, или тяжелые хронические заболевания);
— Личностью врача;
— Применяемыми методами лечения.

Основные трудности, возникающие при общении с пациентом, представляют собой:
— Осознание пациентом угрозы здоровью (оптимистический настрой в отношении прогноза заболевания, когда пациент не осознает угрозу своему здоровью либо обратная ситуация, когда у пациента присутствует ипохондрическое состояние, которое усугубляет течение заболевания);
— Трудности, связанные с ограничением привычного нормального режима жизни;
— Заболевание как препятствие к реализации личных целей (вызывает негативные эмоции, которые сказываются на процессе общения с врачом);
— Возникновение у больного состояния психической напряженности как реакции на трудность (или опасность);
— Существенные изменением у пациента привычных параметров деятельности и общения.

Предпосылок для усугубления таких трудных ситуаций в медицине достаточно, и, если их не предупреждать, они реализуются в конфликты. В случаях неудовлетворенности медицинской помощью имеют место трудности взаимодействия между врачом и больным (по статистическим данным, у пациентов наибольшую неудовлетворенность вызывает работа регистратуры, отсутствие возможности записаться на прием к врачу через интернет, ожидание в очереди при записи на прием на определенное время, когда у врача нет возможности принять пациента именно в это время (не всегда удается уложиться в строго выделенные 15 минут на каждого пациента).

Это необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи.

В целом качество медицинской помощи можно разделить на два основных направления:
— качество работы врача, а именно его коммуникативные навыки (профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций);
— организация медицинской помощи в поликлинике (работа главного врача и его компетенции как управленца).

Трудности взаимодействия врача и пациента находят свое выражение:
— в искажении восприятия (для каждого человека характерна избирательность внимания, что означает подсознательный выбор именно той информации, которая ему интересна, восприятие информации через собственные оценочные критерии; информация, которая не вызывает ни интеллектуального ни эмоционального отклика, человеком не воспринимается; в то же время вся воспринятая информация искажается человеком с учетом его психологических установок, эмоциональной оценки и личного опыта; таким образом, пациент непроизвольно искажает информацию, полученную от врача, с учетом доверия/недоверия врачу, понимания/непонимания того, о чем говорит доктор) ;
— в отсутствии понимания и оценки информации (в этой ситуации врач должен уметь говорить с пациентом на его языке и обладать навыком получения обратной связи от больного);
— в конкурирующем взаимодействии врача и больного вплоть до конфронтации (для предотвращения подобной ситуации всегда необходимо дать пациенту высказаться, выразить свою точку зрения, согласиться с его утверждением, но в дальнейшем инициативу по принятию решения брать в свои руки).

Профессионализм врача состоит из трех основных компонентов:
— Знание – это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем.
— Умение – дает представление о том, как делать.
— Желание – это мотивация: хочу делать.
Чтобы развить профессиональные навыки, необходимо сочетание Знания, Умения и Желания.

Для врача как профессионала важны такие ключевые моменты, как правильная диагностика, назначение адекватного лечения и получение определенного результата, а также наличие клинического мышления (позволяет врачу выстроить сотруднические отношения с пациентом).


Успех во врачебной деятельности также определяется следующими психологическими особенностями:
I. Высокий уровень коммуникативной компетентности:
— Аффилиация − потребность человека быть в обществе других людей, живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации.
— Эмоциональная стабильность − контроль над эмоциональными реакциями.
— Эмпатия − психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
— Сенситивность к отвержению − способность воспринимать негативное отношение окружающих.
II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах.
III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.
IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам.

Помимо этого важна коммуникативная компетентность, которая подразумевает наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.). Иными словами, это сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы; владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом, правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение; коммуникативная толерантность и умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Врачи, владеющие коммуникативными навыками:
— могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента;
— могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение;
— имеют более хорошие результаты лечения;
— обеспечивают большую безопасность для пациента;
— сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения.

Во врачебной практике также присутствуют различные виды общения. Рассмотрим их подробнее:
— Формальное общение — контакт масок (отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски – вежливости, учтивости, скромности, участливости);
— Малая заинтересованность мед.работника или пациента в результатах взаимодействия;
— Примитивное общение (когда оценивают человека как нужный или мешающий объект; цель обращения к врачу – получение дивидендов; от пациента зависит авторитет врача);
— Формально-ролевое общение (вместо знания личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли);
— Манипулятивное общение (извлечение выгоды путем специальных приемов; способ ипохондризации пациента; пациенты-манипуляторы);
— Деловое общение (учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения);
— Духовное общение (диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта).

Модель лечебного процесса с точки зрения всего вышесказанного (о том, что база компетенций врача – коммуникативные навыки, так как именно с них начинается общение врача и пациента), выглядит следующим образом: на входе пациент, его личностные качества и характеристики его заболевания; на выходе – лечение и результат; в процессе взаимодействия врача и пациента очень важным моментом является квалификация врача, лечебные и диагностические мероприятия, ресурсы (материальные возможности пациента и ресурсы лечебного учреждения).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: