Когда искусство и наука создают красоту - Yaboltushka.ru

Когда искусство и наука создают красоту

Наука и искусство — границы взаимодействия

Казалось бы, чем наука может отличаться от искусства, если главный компонент и одной и другой сферы выражается в единственной посылке – в творчестве?

Парадокс состоит в том, что на протяжении многих лет в западной и отечественной историографии, интервью представителей науки и искусства, других смежных сфер, исследователи обсуждают то, что и так очевидно – что наука должна быть понятной, нужной, но и доступной. Все эти три элемента в совокупности зависят от умений самих авторов работать с информацией, но так же и давать продукт, который не «утонет» в череде других однотипных. Согласимся, что представители науки и искусства по-отдельности далеко не всегда являются понятными для публики. Отдельные проявления акмеизма, имажинизма и других направлений искусства Серебряного века могут быть просто непонятны тем, кто с ними сталкивается. Так же как простое произнесение слова «антропология» представителями науки может быть неверно и абсолютно неправильно истолковано теми, кто с этим не связан близко. Однако, очевидно, что и одни, и другие, в своей сфере понимают, что они говорят. А ведь творческих людей понять трудно, не так ли?

Так что же такое творчество? Это процесс создания нового продукта. Популярное в лексиконе современной интеллигенции слово «креативность» в английском языке и предполагается как создание чего-то нового. А создавать новое можно везде: дома, на работе, на улице, в детском саду, на собственном столе… и в собственной голове. Так вот процесс творчества – это фундамент и науки, и искусства. И в этом, и в другом случае – это создание чего-то нового. Продукты мыслительной деятельности человека будут даже схожи: в науке – монография, в искусстве – роман; в науке – схема адронного коллайдера; в искусстве – картина, на которой изображены ученые, которые создают адронный коллайдер; в искусстве – художественный фильм; в науке – фильм документальный.

Как видно, даже продукты, которые создают представители разных сфер жизни общества – почти идентичные. Хотя такой известный ученый и мыслитель как Жан Бодрийяр уже бы сказал, что люди не создают ничего нового, а лишь копируют оригинал, который уже не существует – т.е. создают симулякр. Хочется согласиться и поспорить с автором одновременно. Ведь симулякр создается тогда, когда человек не прикладывает усилий, а вот если человек творит, то он создает оригинал, из которого другие будут создавать симулякры.

Надо ли приводить в примеры, когда наука и искусство создают нечто даже по похожим сценариям? Назовем лишь два имени – Леонардо да Винчи и Стив Джобс. И мы назвали их не по тому, что автором двух наиболее удачных биографий этих известных личностей является Уолтер Айзексон , а потому они по праву считаются людьми, которые опередили этапы, которые жили на много лет (если не столетий) вперед, просто задавшись вопросом: «А что если подумать иначе?». Стоит даже согласиться с репортером The New Yorker, что книга о да Винчи «прежде всего книга о том, что такое творчество».

Не стоит, однако, говорить о том, что умением творить обладают не многие. При всей парадоксальности, к творческим людям нельзя отнести и половину населения Земли. Факторами формирования творческих умений и навыков являются как школа, так и внимание родителей; как личное желание человека что-то создавать, так и творческие задания, которые заставляют человека не только мыслить нестандартно, но и создавать что-то новое так, чтобы не получился давно изобретенный велосипед. Среда обитания человека, его социальное окружение или отсутствие этого окружения вырабатывают в человеке не только определенное отношение к действительности, но и помогают ему в нужные моменты включать именно те механизмы, которые заставляют человека как-то действовать в той или иной ситуации. В этом случае примеры «Робинзона Крузо», путешественников из романов Жюля Верна и других авторов, которые, зачастую рисуют идеальную, даже идеалистическую картину, все равно следует признать отвечающими самой логике использования человеком тех или иных умений и навыков, которые не просто заставляют повторять то, что было сделано другими, но и придумать что-то самостоятельно.

Это самый важный элемент творчества – самостоятельная деятельность. Поэтому когда молодой ученый, студент, только начинающий путь в науку, пишет свою первую работу (реферат, статью) можно понять насколько он подошел творчески к работе. Если он просто переписал известные сюжеты из книг, не дав при этом никакой аналитики, то его работа не имеет ни практической, ни интеллектуальной, ни творческой составляющей. К сожалению, многие диссертации даже пишутся на подобном уровне. А вот если человек, перед тем, как что-то написать поставил перед собой вопрос «а что я вообще хочу получить от своей работы?», то можно быть уверенным, что в такой работе мы увидим и цель, и задачи, и средства достижения результата и итоги проведенной работы.

Логичное из этого следствие рассуждений может отправить читателя к мысли, что если человек перед собой ставит вопрос «а что я хочу изобразить?» в искусстве тоже делает человека творческим. Так оно и есть. Соответственно умение самостоятельно ставить вопрос о том, какую цель нужно достигнуть, если пройти определенные этапы, одно из элементов творческой деятельности.
Однако, еще одна важная категория, которая относится и к науке, и к искусству. Человек, который что-то создает, творит, пишет, анализирует, сравнивает и т.д. должен понимать, что его продукт должен соответствовать одному – здравому смыслу. Иными словами: зачем к двухколесному горному велосипеду прибавлять еще одно колесо, если оно будет только мешать при движении по горам? Самый естественный ответ, который могут дать на такой вопрос: «Логично!» или не дать ответ вообще, ведь вопрос явно риторический.

При этом вполне очевидно, что наука и искусство это две стороны одной медали – сфер жизни общества. Понятно, что не каждый член социума может что-то создавать, творить, изобретать и изображать. Однако, те, кто это могут работать интеллектом так, чтобы что-то обществу дать, могут и не уметь выражаться научно или искусно создавать произведения для инструментального оркестра. Именно тут начинается вопрос о том, что все же и наука, и искусство имеют границы дозволенного.

Начнем с самого простого – с человеческого фактора. Мы уже сказали, что не каждый человек является креативным по своей природе. Не каждый умеет рисовать, писать, музицировать и т.д. И в тоже время не каждый человек способен одинаково хорошо писать научные статьи и литературные рассказы. Именно поэтому каждый человек должен понимать, что у него получается лучше. Именно в том направлении и работать, а не в другом.

Второй элемент разграничения – не каждый мыслит нестандартно. Для процесса творчества важно придумывать, находить, обобщать, создавать и т.д. Но мыслить нестандартно в науке – это придумать такой новый подход к исследованию чего-то, что раньше не просто не учитывалось, а что даже не подвергалось попыткам анализа. Причем это «новое» должно быть сродни последствиям системного кризиса 1970-х гг. — когда на смену одной социально-экономической логике пришла другая с абсолютно другими принципами функционирования реальности. В искусстве это действует в соответствии с теми же категориями. Придумать диаметрально новое направление в искусстве, как к этому подошел отец французской трагедии Пьер Карнель, который не только представил публике новый жанр, но и сам стал одним из основателей нового направления в культуре Европы – классицизма.

Границей искусства и науки является и важная проблема – вымысел. Наше отношение к историческим вымыслам, особенно на примере отечественных фильмов о русской истории конца XIX – начала ХХ века, формулирует и проблему допустимости вымысла в двух сферах знания. В этом случае мы должны допустить, что в искусстве вымысел не просто возможен, он там необходим. А вот с вымыслом в науке все гораздо сложнее. Наука в целом претендует на четкое доказанное знание. Именно поэтому для науки элемент вымысла практически исключен. Хотя ведь можно и с долью художественного вымысла говорить о прогнозе погоды… Но ведь общество ждет от науки объективности и подлинности, как и того, что надеть завтра на улицу – шубу или комбинезон. Именно поэтому люди, склонные к излишней фантазии не могут заниматься наукой, они могут участвовать в обсуждении, могут быть даже экспертами (если это понимать в широком смысле), но никак не создавать научные проекты.

Проблема объективности – одна из важнейших проблем науки и искусства. Когда от ученых просят объективности, то мало задумываются о том, что любая объективность субъективна. Согласитесь, что для ученого объективность является самым центральным моментом создания готового научного продукта. В этой объективности не должно быть автора. В объективности не должно быть личного мнения. Объективность доказывается. Но при этом мы не должны забывать, что объективность для ученого зависит от тех детерминантов, которые он считает главными. При этом эти детерминанты практически не видны, ведь они представлены в совокупности с другими элементами. Искусство в этом случае не просто субъективно, но и должно быть таким, ведь «я художник, я так вижу». Именно поэтому наука и искусство будут отличаться друг от друга, не смотря на то, что средства и цели у них могут быть похожими.

Читайте также  Контактные линзы: как выбрать?

Как мы видим, наука и искусства, не смотря на то, что очень похожи, имеют и значительные отличия. Однако, факт остается фактом – единственный стимул работать и в одной области, и в другой, — это возможность реализовать творческий потенциал человека, который для одного будет выражен в романе «Война и мир», а для другого во фразе «Думай иначе» и презентации нового iPhone, а точнее чего-то нового…

7.2. Искусство и красота

7.2.1. Что такое искусство?

Искусство — это деятельность, направленная на создание или восприятие красоты. Человеческая душа обладает тремя видами способностей: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми, которым соответствуют три различные области культурной деятельности. В интеллектуальную деятельность входят философия, наука и т.п.; волевую деятельность составляют нравственное поведение, этические представления и т.п.; эмоциональная деятельность включает искусство. Таким образом, искусство можно определить как эмоциональную деятельность по созданию, восприятию и оценке красоты.

Какова же цель искусства? Цель, для которой Бог сотворил человека и Вселенную, заключалась в том, чтобы получить радость от любви к объекту. Аналогично человек создает и оценивает красоту как свой объект для радости. Поэтому искусство также можно определить как деятельность, направленную на создание радости путем творения и оценки красоты.

Британский искусствовед Херберт Рид (1893-1968) говорил: «Все художники. хотят вызвать удовольствие, а искусство — это. попытка создавать формы, доставляющие радость» 4. Такое определение согласуется с представлениями об искусстве в философии Объединения.

7.2.2. Что такое красота?

Согласно Божественному Принципу, любовь — это «эмоциональная сила, которую субъект дает объекту», а красота — это «эмоциональная сила, которую объект возвращает субъекту» 5. Если объектом является вещество или растение, стимул, исходящий от объекта, является материальным, но в восприятии субъекта (человека) он может получить силу эмоционального стимула. Однако иногда бывает, что объект дает стимул субъекту, но последний не воспринимает его эмоционально. Тогда стимул не возбуждает эмоции. Следовательно, вопрос заключается в эмоциональном восприятии субъектом стимула, исходящего от объекта. Если субъект воспринимает стимул эмоционально, то последний возбуждает эмоции. Поэтому красоту можно определить как эмоциональное стимулирование, которое объект создает в субъекте. Поскольку красота является одной из ценностей, наряду с истиной и добром, ее можно также определить как «ценность объекта, ощущаемую как эмоциональное стимулирование».

Выше описывались две разновидности эмоциональной силы — сила, отдаваемая субъектом объекту в виде любви, и сила, исходящая от объекта и направленная к субъекту в виде красоты. Однако в действительности, когда речь идет об отношениях между людьми, и субъект, и объект взаимно дают и принимают любовь и красоту. То есть объект дает любовь субъекту, а субъект дает красоту объекту. Это объясняется тем, что «когда субъект и объект становятся едины, возникает любовь, которая пребывает скрытой в красоте, а красота пребывает скрытой в любви» 6. Эмоциональная сила посылается от субъекта к объекту или от объекта к субъекту в форме любви, а принимается в виде эмоциональной стимуляции — красоты.

Выше мы привели определение красоты в философии Объединения. Философы прошлого определяли красоту по-разному. Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: «Красота — это звуковое и визуальное удовольствие» 7. Кант описывал красоту как «субъективную целесообразность объекта» 8 или «форму целесообразности объекта». Здесь субъективная целесообразность означает целесообразность без какой-либо цели. Это значит, что, даже если объект не имеет преднамеренной цели (объективной или субъективной), форму объекта считают целесообразной, если получают от нее ощущение единства и гармонии, и эту целесообразность считают красотой.

7.2.3. Определение красоты

Что такое красота? Божественный Принцип дает на этот вопрос следующий ответ: «Изначальная ценность индивидуального тела не скрыта сама в себе как абсолют. Она детерминирована взаимоотношением между целью существования индивидуального тела (как особой разновидности объекта, основанного на Божьем идеале творения) и желанием человека (как субъекта) определить изначальную ценность объекта. Например, как определяется красота цветка? Его изначальная красота определяется, когда цель Бога при сотворении цветка и спонтанное желание человека обнаружить красоту цветка находятся во взаимном согласии, то есть когда основанное на Боге желание человека увидеть красоту удовлетворено эмоциональным стимулированием, которое он получает от цветка. Это приносит ему совершенную радость, и этим моментом и определяется изначальная красота цветка» 9.

Красота не существует объективно, а выявляется путем действия отдавания-и-принятия между субъектом, у которого есть желание обрести ценность, и объектом. Иначе говоря, красота открывается, когда субъект ощущает радость от стимула, исходящего от объекта, и осознает их связь эмоционально.

7.2.4. Элементы красоты

Красота — не нечто объективное, а нечто, что можно ощутить.

Какой-то элемент, присутствующий в объекте, создает для субъекта эмоциональный стимул, воспринимаемый субъектом как красота. Что же представляет собой этот элемент, эмоционально стимулирующий субъект, иначе говоря, что такое элемент красоты? Это сочетание цели, с которой объект был сотворен (цели творения), и гармонии физических элементов, входящих в объект. Когда физические элементы, например линии, формы, звуки, цвета, пространства и т.п., хорошо гармонизированы на основе цели творения, они создают эмоциональный стимул для субъекта, у которого создается ощущение красоты. Когда красота признается таковой субъектом, объект становится актуальным носителем красоты.

Гармония относится и к пространственным, и к временным аспектам. Пространственная гармония — к размещению в пространстве, а временная гармония — к ощущению, возникающему в течение времени. К художественным формам, для которых характерна пространственная гармония, относятся живопись, архитектура, скульптура, художественные ремесла и т.п. К художественным формам с временной гармонией относятся литература, музыка и др. Искусство можно подразделить на два вида — пространственный и временной. Драма, балет и подобные им виды искусства являются одновременно и пространственными, и временными, но в любом случае именно гармония является тем элементом, который порождает ощущение красоты.

В своей «Метафизике» Аристотель писал: «Основными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность» 10. Х. Рид отмечает: «Произведение искусства имеет воображаемую точку отсчета (аналог центра тяжести), вокруг которой линии, поверхности и массы распределены таким образом, что они находятся в совершенном равновесии. Структурная цель всех этих вариантов — гармония, а гармония удовлетворяет наше ощущение красоты» 11. Оба приведенных взгляда совпадают в том, что элемент красоты заложен в гармонии.

Искусство и наука: как они соотносятся?

Наука и искусство — эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл.

Особенности культуры

Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства – уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.

Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука. Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение.

Классификация культуры

Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда.

Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека. Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя. Духовность всегда опирается на материальный компонент.

Например, чтобы осуществить цепочку «наука — искусство — литература», необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.

Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре.

Ветви культуры

Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы. Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор. Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.

Роль науки в развитии общества

Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь.

Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества.

Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом. Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов.

От чего зависят успехи познания

В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.

Читайте также  Отит: причины и лечение

В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел.

Последовательность «наука — культура — искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе.

Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.

Для размаха исследований нужно четко продумать порядок действий, возможность применения полученных результатов. В наши дни функционируют разнообразные научные общества, центры, академии наук.

Наука, техника, искусство в совокупности являются мощным двигателем прогресса. Наукограды, созданные в Обнинске, Дубне, Пущино, объединяют творческих личностей и научные умы. В результате их тандема появляются уникальные разработки, способные повысить уровень жизни обычных людей.

Луи Пастер писал о важности заботы о науке со стороны государства. Только при наличии мощной материальной поддержки ученые могут проводить дорогостоящие фундаментальные исследования и эксперименты.

Художественное творчество

Полотна известных художников, работы архитекторов всегда являлись объектами повышенного внимания со стороны тех людей, которым не чужда наука образования, искусства. Люди, читая романы Пушкина, Толстого, восхищаются их произведениями.

Те впечатления, которые получает человек во время просмотра художественного фильма, прослушивания музыкального произведения, связаны с настоящим искусством.

Художественное слово является мощным оружием в умелых руках, что активно используется политиками во время проведения предвыборных кампаний. Каков основной смысл связи «наука — религия — искусство»?

Живопись, архитектура, музыка, театральные постановки, кинофильмы, скульптура связаны с особенностями религии.

В наше время в один термин стараются объединять несколько направлений. К примеру, «изобразительное искусство» включает в себя скульптуру, графику, живопись, декоративно-прикладное творчество.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в ходе взаимодействия науки, художественного творчества, техники появились «технические искусства»: фотография, кино. Они сумели за короткий временной промежуток найти множество поклонников и истинных ценителей.

На протяжении многих тысячелетий человечество вторит, восхищается произведениями культуры и искусства.

Н. В. Гоголь говорил о трех чудных сестрах: живописи, скульптуре, музыке, которые услаждают и украшают человеческий мир, делают его ярким и интересным.

Искусство не просто является украшением жизни, оно составляет ее смысл.

Связь науки и искусства

Между художественным и научным творчеством существует тесная связь. Люди для достижения поставленной цели концентрируют волю. Процессы предполагают осмысление и серьезное преобразование жизни, поиск гармонии и совершенства. Для художественного творчества характерно преобладание образного мышления.

Образы помогают художникам, музыкантам, писателям выражать чувства и мысли, демонстрировать окружающим собственное восприятие реальности.

Художественный образ является убедительным только в том случае, если его создатель вложил в него частичку собственной души. При чтении интересного романа у читателей складывается ощущение присутствия.

Например, у Некрасова есть стихотворение «Крестьянские дети», в котором показан образ мальчика в больших сапогах, полушубке из овчины, с отцовскими рукавицами, помогающего отцу в заготовке дров. Минимальное количество признаков, выбранных автором, создает яркую картину событий, разворачивающихся в то зимнее утро.

Читатель видит в данном произведении и уважительное отношение к труду, и тягости деревенской жизни, и мужество и смирение русского народа.

Благодаря искусству раскрывают основные человеческие ценности, формируют в подрастающем поколении чувство добра, прекрасного. Если серьезно отнестись к изучению творчества русских писателей и поэтов, в них присутствует образ человека, беззаветно любящего свою Родину, имеющего чувство собственного достоинства. Оно является той таинственной силой, которая заставляет человека быть честным, порядочным.

Значение настоящего творчества для развития человечества

Язык искусства является убедительным, побуждающим к саморазвитию, самосовершенствованию.

Несмотря на тяжелые времена, в которые создавал свои художественные фильмы советский режиссер Э. Рязанов, его герои являются олицетворением доброты и порядочности. Отвечая на вопрос представителей средств массовой информации о том, как ему это удается, гений отечественного кинематографа ответил, что он просто любит свою страну и свой народ.

Заключение

Размышляя о прекрасном, люди обращаются к храмам, восхищаются проспектами Санкт-Петербурга, читают произведения Сергея Есенина и Михаила Лермонтова. Культура является способом передачи человеческой практики, символическим измерением социальных событий, позволяющим человеку жить в собственном мире, осознанно совершать определенные поступки.

Среди последних тенденций, наблюдаемых в обществе, особую тревогу вызывает у представителей культуры и искусства массовое отсутствие у подрастающего поколения интереса к чтению, нежелание школьников знакомиться с мировым историческим и культурным наследием.

Для того чтобы решить подобную проблему, в современные школы возвращают итоговые сочинения для выпускников общеобразовательных школ.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • * впечатления и размышления (3790)
  • * показ ТЕХНОЛОГИЙ без искусства (285)
  • начинающим в искусстве — ответы на вопросы (159)
  • фильмы О живописи . искусствах И науках (144)
  • примитивизм/живопись наивных(чистых) сердец (138)
  • р е а л и з м (101)
  • р о н д и з м (63)
  • ссылки ДЛЯ ПОИСКА искусства И науки В СЕТИ (58)
  • экспрессионизм (57)
  • и м п р е с с и о н и з м (48)
  • * эротика * (33)
  • фотореализм (30)
  • а б с т р а к ц и о н и з м (30)
  • сюрреализм (28)
  • *ГРАФФИТЕ (25)
  • ф у т у р и з м (формализм) (18)
  • * УРОКИ милосердия в ПРИРОДЕ (15)
  • древний реализм (11)
  • древний импрессионизм (7)
  • а к а д е м и з м (7)
  • п у а н т и л и з м (7)
  • древний формализм (5)
  • * АВТОРСКИЕ произведения (1606)
  • продажа произведения (20)
  • * поэзия В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (1543)
  • * отечественное искусство (1512)
  • * зарубежные мастера (1467)
  • *ПОЭЗИЯ (1962)
  • *ЖИВОПИСЬ (1191)
  • *ПРОЗА (758)
  • *КИНО (699)
  • (3)
  • *МУЗЫКА инструментальная (444)
  • *ФОТОГРАФИЯ (377)
  • *ГРАФИКА (316)
  • *ВОКАЛ (267)
  • *ТЕАТР (239)
  • * а ф о р и з м ы (224)
  • *АРХИТЕКТУРА (192)
  • *СКУЛЬПТУРА (128)
  • * искусство и ТЕОЛОГИЯ (126)
  • *ДИЗАЙН (125)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

. почему искусство всегда будет важнее науки, природы и медитации.

Acid_Nebula все записи автора В дневнике AmYulija555 нашла вдохновенное эссе Игоря Якушко «Соль небес» — об искусстве и его значении в жизни человека. В целом я согласна с ним, вот только не противопоставляла бы искусство науке и не утверждала бы так категорически, что искусство важнее природы.

Тонкая ткань художественного – того самого, к чему тянется душа, когда мы говорим, что она тянется к прекрасному – может проявляться в самых незначительных деталях произведения искусства. Но именно эти детали делают его таковым. Ощутив аромат прекрасного, мы, зрители, уже знаем – не узнаём, не понимаем, не догадываемся, а именно знаем, той частью своего существа, что питается духовными связями с миром – мы знаем, и с каждым вдохом это знание крепнет, что наша жизнь не бессмысленна, наше «я» бесконечно, нам есть ради чего поднимать голову к небу, и у нас имеются веские основания жить, и наше право любить – истинно.

Вот для чего нужно искусство, и вот почему оно всегда будет важнее науки, природы и медитации. Искусство даёт возможность каждому человеку знать, кто он, зачем живёт и чем ему руководствоваться в своих поступках. А вот наука (знания, техника, медицина), природа (инстинкты, явления, социум) и медитация (духовные практики, религия, мистика) никогда не дадут ответа на эти простые и главные вопросы. Хоть и пытаются. Только искусство, как нить сокровенного знания и любви, протянувшаяся от человека к человеку сквозь годы и расстояния, объясняет, вдохновляет и ориентирует. Каждого. Всех. Без оговорок.

Но как же это происходит? Почему, например, из двух стихотворений, написанных одинаковым размером, посвящённых одному и тому же предмету, одно шедевр, другое – беспомощный жалкий пшик, который и читать-то неловко? Как одна простая мелодия оказывается «Шуткой» Баха, а другая – блатной грязью? За счёт чего на одно обнажённое женское тело со всего мира съезжаются любоваться в музей, а от другого смущённо отворачиваются и подальше отводят детей? Какими деталями объяснить это различие? В чём же божественная соль прекрасного?

Среди наиболее доступных тем, проще других открывающих человеку дорогу к прекрасному, в изобразительном искусстве всегда были пейзаж и женское тело. Кто из нас не замирал перед морскими закатами и заснеженными деревьями?

Кто не любовался совершенством линий, рождённых кистью Рембрандта? Но эта щемящая выразительность заданных тем сыграла с ними же злую шутку: большинство зрителей, наделённых даром видеть, но обделённых возможностью выразить ощущаемое, этой своей обделённости не осознают, и берутся множить лубок.

Сталкиваясь с очевидной своей беспомощностью перед прекрасным, они сосредотачиваются на языке науки, природы или медитации, полагая эти методики оправданием своему художественному бессилию. И в результате множится кич – морские закаты с пальмами, заснеженные ёлки и выгнутые женские тела со всеми своими воспрянувшими сосцами и гламурно выбритыми лобками – всё это лезет из всех щелей, куда ни глянь.

Читайте также  Тонометры, ингаляторы и их использование

И техногенные подёнщики, мнящие себя авангардом искусства, орут на тебя из ящика, с обложек журналов, со страниц фотосайта, подсовывая свою выверенную математику в замен чувству, которым они оказались обделены только потому, что стучатся к искусству к не в те двери. А за ними – бесчисленные подражатели окунают в краску своих бездушных натурщиц, выискивают в Килиманджаро душную экзотику и кропят над цифровыми мирами, не понимая, что занимаются бездарным прожиганием своего единственного таланта – быть зрителями в сотворчестве, но не творцами.

Поэтому, окунаясь в детали действительно прекрасного произведения, не стоит забывать, что их смакование в контексте художественной интерпретации не имеет ничего общего с сухим техническим анализом, и не ставит, в отличие от него, перед собой цели вычленить из этих деталей зерно успеха. Ведь это и невозможно. Ибо само понятие «успех» – всего лишь производная от распространённой иллюзии, что якобы счастье и смысл жизни таятся в потреблении, а не в жертвовании собой. До тех пор, пока ремесленники не поймут этого, они будут толпиться перед прекрасным у запертых дверей, завистливо поглядывая не тех, кто выбрал искусство и блаженствует на творческом подъёме. Со стороны кажется, что им так легко!

Симбиоз науки и искусства: почему сейчас наступает эпоха sci-art

Мария Орлова 22 марта 2018

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем там свежие новости и лучшие фотографии.

Наука и искусство — два огромных мира, которые развиваются по своим уникальным траекториям, лишь иногда вступающим в пересечение. И, несмотря на то что ученые и художники-творцы говорят на разных языках, их диалог нередко оказывается весьма интересен и плодотворен для обеих сторон. Как работает симбиоз науки и искусства, что такое sci-art и какие новые смыслы он привносит в развитие и популяризацию науки — рассказываем ниже.

История дружбы науки и искусства

И наука, и искусство — это попытки человека понять, описать и объяснить мир вокруг. Субъекты, методы и правила в этих сферах имеют разные традиции, их предполагаемая аудитория различна, но мотивации и цели в глобальном смысле довольно схожи.

Ведь одна из самых примитивных врожденных потребностей людей — это понять себя и все, что существует в мире, а затем поделиться этим знанием. Ученые проводят эксперименты снова и снова, пытаясь выявить новый аспект реальности. Художники рефлексируют над реальностью. И те, и другие в широком смысле выступают творцами, которые используют различные концепции и технологии для создания чего-то принципиально нового. Оба этих мира вращаются вокруг идей, теорий и гипотез, которые воплощаются там, где разум и руки объединяются — будь то лаборатория или арт-студия.

Примеров того, как проявлялся этот синергетический эффект науки и искусства, мы можем найти немало. Пожалуй, самый очевидный продемонстрировал Леонардо да Винчи, в котором неразделимо совмещались гениальный ум ученого и талант художника. Достаточно вспомнить его иллюстрации и графические работы, которые являлись существенной частью его разработок и экспериментов.

Знаменитый Пабло Пикассо говорил, что его работы — это не столько произведения искусства, сколько самостоятельные исследования. Наравне с Альбертом Эйнштейном он ставил своей задачей переосмыслить классические представления о пространстве и времени.

Технология камуфляжа для солдат была придумана американским художником Аббатом Тайером. А Эрл Баккен изобрел кардиостимулятор, вдохновившись работой музыкального метронома. Японские оригами подсказали медицинским инженерам технологические решения по созданию подушки безопасности в автомобилях. Даже Стив Джобс некогда описывал себя и своих коллег в Apple как художников.

Кстати, по этому поводу интересную фразу сказала в одном своем выступлении на TED Talks врач и астронавт Май Джемисон:

Наука в глазах смотрящего?

Поезд на линии Ливерпуль-Манчестер

Определенный разрыв между искусством и естественными науками произошел в XIX веке. И тут, скорее, наука стала дистанцироваться от искусства, когда подавляющее большинство ученых перестали размышлять о художественности как о средстве, с помощью которого можно объяснять и распространять научную информацию. А вот творческие деятели наоборот с восторгом взаимодействовали с наукой в плане поиска новых средств и материалов. Например, французские химики в начале XIX века изобрели недорогие смешанные краски, упакованные в тюбики, и синтетические пигменты, которые художник мог сам смешивать между собой. Изобретение фотографии и вовсе высвободило возможность сосредоточиться на визуализации идей, а не на художественном отражении реальности. А, к примеру, художники-сюрреалисты XX века сосредоточились на выявлении бессознательного в своем творчестве, прямо вслед за теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.

Однако наука в то время стала с растущим скепсисом относиться к тому, чтобы вести и представлять исследования через эстетизацию. В 1959 году британский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу писал, что «интеллектуальная жизнь всего прогрессивного общества все больше разделяется на две полярные группы». Так он говорил о различиях между учеными и людьми искусства.

Такую ситуацию прекрасно иллюстрирует история Ричарда Тейлора, известного физика и профессора из Орегонского университета. Во время собеседования при приеме на работу в вуз члены комиссии увидели в его резюме строчку о том, что физик увлекается живописью. Один из преподавателей даже заметил: «Ах, да, когда я прочитал, что вы ходили в художественную школу, я захотел бросить ваше заявление в мусорное ведро».

Прошло некоторое время, и в 1999 году Ричард Тейлор прославился на весь научный мир тем, что открыл в полотнах художника Джексона Поллока фрактальные структуры. Об этом написали многие авторитетные издания — от Nature до Scientific American, несколько телекомпаний сняли документальные фильмы, а сам Тейлор презентовал свое открытие на нобелевском симпозиуме по квантовой физике. Но перед этим ученый столкнулся с массой критики и сомнений относительно целесообразности своего подхода. К счастью, сегодня, как и последнее десятилетие в принципе, переплетение науки и искусства все чаще признается удачным способом осуществления научной коммуникации. Остановимся на этом поподробнее.

Джексон Поллок «Торнадо на закате»

Science art — научное искусство, помогающее популяризации знаний

Сегодня многие видят искусство и науку как полюса особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием sci-art, или science art.

Такова точка зрения Артура Миллера, профессора Лондонского университетского колледжа, который популяризировал эту идею в своей книге «Сталкивающиеся миры: как передовая наука переосмысливает современное искусство».

Сайнс-арт — это, например, магнитно-резонансная визуализация человеческого тела, изображение мухи на кристаллах сахара, захваченное микроскопом, или причудливый узор из кровеносных сосудов или раковых клеток, ярко светящихся благодаря внедрению в них гена флуоресцентной медузы.

Из наиболее громких проектов sci-art можно вспомнить прозрачные стеклянные скульптуры вирусов (вроде ВИЧ, гриппа H1N1, малярии и других патогенов), представленные в рамках проекта «Микробиология в стекле». Их автор Люк Джеррам таким образом показывает, насколько сложны структуры микроорганизмов, которые безжалостно уносят множество жизней.

Другая художница — Анна Думитриу — сотрудничает практически с каждым британским университетом и создает работы с использованием реальных бактерий. Тем самым она показывает аудитории, сколько микроскопических существ населяет наши тела, поверхности домашней мебели и не только. Так, один из ее авторских экспонатов представлял собой интерактивную панель, имитирующую чашку Петри. Любой желающий мог поднести руку к ее поверхности, «оставить» на ней микробы со своей ладони и посмотреть, как они будут себя вести. Так Анна Думитриу предложила поразмышлять о наших представлениях о чистом и грязном, о больших и самых маленьких организмах.

А, к примеру, лаборатория молекулярной физики в европейском CERN, где находится Большой адронный коллайдер, учредила целую программу под названием COLLIDE. В рамках этого проекта художники мирового класса приезжают в лабораторию и университетский городок в Женеве на срок до трех месяцев, чтобы пересказывать историю исследований арт-языком.

Не отстает и легендарный MIT (Массачусетский технологический институт). Там в 2012 году открылся Центр искусств, науки и технологий с целью интеграции искусств в научные исследования и инженерные разработки. Таким образом один из ведущих мировых вузов признает роль искусства в науке и технологическом образовании, а также в культивировании творческой атмосферы, которая помогает раскрыться потенциалу студентов и ученых.

Все эти примеры говорят об одном. Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: