Нужна ли помощь психолога при проблемах детьми? - Yaboltushka.ru

Нужна ли помощь психолога при проблемах детьми?

Нужен ли ребенку психолог

Непридуманные истории

Мама, мне запиши меня к психологу!
Дочь, зачем?
У нас ребята в детском саду ходят к психологу, там с ними играют и дают сюрпризы!
Из беседы мамы и ребёнка (6 лет)

Здравствуйте, можно записать ребёнка к психологу? (клиент называет имя, к кому хочет попасть)
Да, конечно. А какой вопрос вы хотите решить?
Я не знаю, просто мой сын попросил назначить встречу с его психологом, сказал, что нужно обсудить важные вещи.
Из беседы менеджера с постоянным клиентом центра К.О.Т.

Так нужны ли детям психологи, или можно легко обойтись без них?

Это решение принимает для себя отдельно каждая семья. Грубо говоря, психолог для ребёнка может быть полезен в двух случаях:

  • Когда есть проблема и её надо решать;
  • Когда вы хотите обеспечить ребёнку комфорт, гармоничное развитие и привить основы психологической грамотности.

Быть осознанным, понимать свои эмоции, уметь остановиться и подумать, если ты столкнулся со сложной ситуацией – важные навыки, необходимые для жизни. Но, к сожалению, в нашем обществе далеко не все родители считают необходимым развивать психологическую грамотность детей. Хотя это очень важно – не меньше, чем изучить грамоту и математику. Чаще появление вопроса «нужен ли ребенку психолог» уже говорит о том, что появились проблемы. И тогда родители принимают решение обратиться за помощью к детскому психологу. Поэтому в нашей статье мы поговорим о том, как может помочь детский психолог в решении проблем.

Основные причины посещения детского психолога

В детской психологии выделяют так называемые «возрастные кризисы», когда даже «беспроблемные» дети начинают вести себя «по-другому». И эти изменения поведения сильно меняют жизнь семьи и доставляют много неудобства родителям. Поверьте, ребенку тоже сложно переживать эти периоды — его тело, мышление и взгляды на жизнь меняются, а почему и как это происходит, он понять не может! В большинстве случаев ребенок просто перерастет кризисные моменты, и в доме восстановится мир и спокойствие. Но если есть проблемы, то кризис сделает их ярче и интенсивнее, «нежелательное» поведение может закрепиться и стать чертой характера, а испорченные отношения со взрослыми будет сложно восстановить.

Чтобы избежать таких последствий, нужен детский психолог.

В каком возрасте проблемы возникают чаще всего?

  • Около 3 лет — в этот момент малыш впервые по – настоящему отделяется мамы, чувствует себя личностью и начинает пробовать, на сколько далеко он может зайти в своей самостоятельности. В это время многие дети от домашнего воспитания переходят к посещению детсада. Это тоже оказывает влияние на поведение малыша – ему нужно адаптироваться к новым условиям жизни.
    С этого момента, и ещё долгое время ребёнок будет проверять свои границы и постепенно расширять их, пока не станет полностью самостоятельной личностью. Теперь задача родителей – правильно выстраивать границы, давать малышу постепенно и безопасно отделяться, создавать надёжный тыл и поддерживать его.
  • 7-8 лет – первые школьные годы, когда резко меняется режим жизни и уровень требований к детям. Впервые появляется понятие «оценка», от младших школьников требуют выполнения обязанностей.
  • 11-15 лет – подростковый возраст, когда ребёнку хочется больше самостоятельности, ему важно чтобы отношение взрослых к нему менялось, и родители воспринимали его «на равных». В это время происходит с половое созревание и меняется гормональный фон организма;
  • 15-17 лет – начало юношеских лет, осознание себя взрослым. Часто в это время происходит отказ признавать авторитет родителей, желание делать всё «не так как сказали».

Время возникновения кризисных периодов и их интенсивность зависит от индивидуальных особенностей развития детей и семейного воспитания. Бывает, что обстановка в доме накаляется до предела – и тогда становится уже на ясно, с чего всё началось.

Помогают ли психологи детям?

Если отправить ребёнка к психологу, а самому остаться в стороне – вряд ли вас порадует полученный результат. Посещение специалиста – возможность разобраться в ситуации, понять, что происходит, откуда берутся конфликты и как их решить. Причем, посещение психолога позволяет детям и их родителям восстановить атмосферу в семье, понять суть изменений, которые происходят, и адаптироваться к новой ситуации. Но это процесс совместных изменений.

Кроме возрастных кризисов есть и другие причины нарушений психологического состояния детей:

  • развод родителей, независимо от его причины и того, как он проходит;
  • уход из жизни родных или хороших знакомых;
  • отсутствие нормальных взаимоотношений среди детей в коллективе;
  • особенности характера и темперамента;
  • разногласия в поведении и приемах воспитания у родителей;
  • неправильное отношение к ребенку в семье.

Чаще всего вопрос, нужен ли детский психолог, возникает, когда возникают сложности во взаимоотношениях:

  • ребенка и родителей;
  • детей и других взрослых;
  • между детьми в семье или коллективе.

Внешне эти сложности проявляются в виде:

  • скандалов;
  • неадекватного поведения;
  • агрессивности;
  • истерик;
  • нарушений сна;
  • возникновения всевозможных страхов (фобий);
  • изменения режима питания – отказ от еды или переедание;
  • ухудшения памяти и внимания;
  • чрезмерной замкнутости и нежелание общаться.

У детей младшего возраста из-за психологических проблем возможно отставание в освоении речи, мелкой моторики, овладения чтением. Могут появляться навязчивые движения, частое моргание, почесывания, заикания. Внимательный родитель сразу увидит тревожные звоночки.

Тут вопросы могут быть связаны как с психологическим здоровьем, так и иметь неврологический характер. К сожалению, порой объективное восприятие родителей в отношении своих детей отсутствует. Поэтому, если учитель или воспитатель детского сада рекомендует обратиться к специалисту, лучше прислушаться к их советам, даже если сами не уверены в необходимости консультации.

Чего ожидать от посещения специалиста?

Нередко родители бросаются из крайности в крайность. Сначала не понимают, зачем ребенку психолог, и не верят в действенность визитов. Затем рассчитывают на мгновенный результат и ждут, что все наладится после первого посещения.

Детскому психологу не свойственно совершать чудеса. Поэтому, чтобы точно определить суть вопроса и решить его может понадобиться не одно посещение.

Видимые изменения поведения станут заметны не раньше, чем через месяц, а на получение стабильного результата может понадобиться несколько месяцев. В особо сложных случаях — год и больше. Не обязательно всё это время заниматься индивидуально. Обычно для детей более эффективна работа в группе. Когда к этому подключаются консультации для родителей, можно ожидать очень хороших результатов.

Как заниматься с детским психологом?

  1. Первый этап – выбор специалиста. Узнайте о детских психологах, ознакомьтесь с отзывами и выберете того, кто вам ближе.
  2. Запишитесь на консультацию и посетите детского психолога вместе с ребёнком.
  3. Получите обратную связь и рекомендации специалиста относительно вашей ситуации.
  4. На этом этапе, в принципе, можно остановиться – получить грамотную консультацию относительно семейной ситуации очень важно, потому что теперь вы сможете по-другому взглянуть на проблему и изменить поведение.
  5. Если всё хорошо, и вы решили работать с этим специалистом дальше, а не ограничиваться разовым приёмом, то и приступайте.
  6. Выбирайте формат занятий для ребёнка, его порекомендует специалист – групповые или индивидуальные.
  7. Настройтесь на активное взаимодействие с ведущим, выполнение его рекомендаций дома.
  8. Возможно, дополнительно потребуются консультации родителей, но часто можно ограничиться получением обратной связи специалиста по итогам занятий с ребёнком.

Что нужно делать родителям?

Как мы говорили, очень редко психологу нужно работать только с ребенком. Значительно чаще требуется изменение поведения всех членов семьи, изменение отношения к тем или иным факторам. Например, родителям придется временно снизить свои требования к школьным успехам, или, наоборот, стать более настойчивыми и добиваться от ребенка выполнения поставленных задач.

Мы уже рассказывали об интересной ситуации, когда девочка подросток, помещающая тренинги в центре К.О.Т. «настоятельно рекомендовала» маме пойти заниматься в родительский клуб.

Сначала мама отнеслась к этой идее скептически, но решила-таки послушать дочь. Эффект посещений психолога был потрясающим – все проблемы внутри семьи решились, а отношения мамы с дочерью наладились. Это произошло благодаря тому, что все были готовы и к изменениям, наши в себе силы понять ошибки и начать действовать по-другому.

Если вы сомневаетесь, нужен ли ребёнку психолог…

Если такой вопрос возник, то, скорее всего, ответ – ДА. Потому что, как мы уже говорили, важная задача психолога не только решение проблем, но и развитие психологической грамотности. А это необходимо каждому ребёнку. По нашей статистике, дети, которые посещают психолога, более уверены в себе, проще адаптируются в коллективе и решают возникающие у них проблемы. Кроме того, консультация хорошего психолога всегда большая помощь и поддержка родителям в воспитании ребёнка.

Нужна ли помощь психолога при проблемах детьми?

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Родителям не просто справляться с детскими психологическими проблемами и положительно влиять на поведение ребенка.

Читайте также  Что такое днк-тест

Статья:

Родителям не просто справляться с детскими психологическими проблемами и положительно влиять на поведение ребенка. Еще сложнее понять, насколько серьезны эти проблемы, и решить, как с ними бороться. Иногда ребенок плохо себя ведет из-за внешних обстоятельств, например из-за рождения младшего брата или сестры. Некоторые проблемы, особенно школьные, можно решить с помощью школьного психолога. Но есть и такие серьезные расстройства, которые требуют лечения.

Страхи родителей

Родители часто боятся признаться себе, что их ребенок нуждается в помощи врачей. Обратиться за помощью к педиатру с физическими недугами для них обычное дело, но говорить со специалистом об эмоциональных расстройствах ребенка гораздо сложнее. Причиной страха является отсутствие знаний, как лечат эмоционально неустойчивых детей. Многие родители боятся, что их ребенок навсегда получит «клеймо» психически неуравновешенного. Им кажется, что состояние ребенка слишком сложное, и они отказываются обращаться к специалистам из-за чувства собственной беспомощности и страха перед неизвестным. Некоторые родители не могут объективно оценить поведение своего ребенка и не замечают серьезных отклонений, которые очевидны для других.

Тенденция избегать лечения естественна для родителей. Зачастую в психологических расстройствах ребенка они винят себя: «Мне нужно было уделять ему больше внимания», «Нужно было быть с ней построже». Чувство вины мешает им обратиться за помощью к детскому психологу.

Случается, что родители сами решают заняться лечением ребенка, но, как правило, инициатива исходит от педиатра или учителя, который замечает, что с ребенком творится что-то неладное. К примеру, снижается успеваемость, или ребенок плохо влияет на своих одноклассников, отвлекает их от занятий, или в его поведении проявятся признаки стресса. Родители часто расстраиваются из-за замечаний посторонних людей, но потом, успокоившись, берут себя в руки и ищут выход из сложной ситуации.

Признаки психологических расстройств у ребенка

Трудно выявить общую природу возникновения психологических расстройств, но есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать об их наличии у ребенка.

  • Есть ли у вашего ребенка возможность выплескивать отрицательные эмоции?
  • Не кажется ли он вам злым?
  • Не располагает ли обстановка в вашем доме к психологическим стрессам?
  • Не было в последнее время несчастных событий в семье?
  • Сильно ли его поведение отличается от поведения одноклассников?
  • Дерется ли он в школе?
  • Есть жалобы соседей на агрессивность в поведении вашего ребенка?
  • Учится ли он на уровне своих способностей?
  • Жалуются ли учителя на его поведение?
  • Кажется ли он замкнутым?
  • Нет ли у него заниженной самооценки?
  • Говорил ли вам кто-нибудь, что ему нужно пройти курс лечения у психолога?

Родителям следует помнить, что некоторые из вышеперечисленных отклонений от нормы в поведении случаются иногда у всех детей, особенно если они недавно пережили крупную жизненную перемену, начали учиться в школе, у родителей сменилось рабочее расписание, появились неприятности в семье. Бить тревогу следует тогда, когда плохое поведение ребенка начинает негативно влиять на его социальную жизнь и учебу.

Из чего состоит лечение и помощь психолога?

Для лечения психологических расстройств детей восьми-девяти лет используют беседы, для лечения шести-семилетних детей — игру. В более раннем возрасте детям трудно выразить сломами свои чувства, поэтому психологи используют для общения форму игры. Ребенок раскрывается через игру. В то время, пока он возится с игрушками или рисует, лепит из пластилина, психолог наблюдает за ним и беседует. Если ребенок берет двух игрушечных солдатиков и затевает между ними борьбу, психолог может сказать: «Твои солдатики злятся друг на друга. Может быть, их битва напоминает тебе ту, что ты видел на самом деле?» Хороший психолог в состоянии интерпретировать любую игру и может помочь ребенку преодолеть свои проблемы посредством сеансов психологической терапии. Один восьмилетний мальчик рассказал, что доктор помог ему прекратить думать о ворах и чудовищах по ночам.

Если вашему ребенку нужна помощь психолога, спросите рекомендаций у педиатра или учителей. В любом случае вам нужно быть уверенными, что вы обратились к хорошему специалисту, который имеет богатый опыт работы с детьми.

Перед тем как начать курс лечения, поговорите по крайней мере с двумя порекомендованными специалистами по телефону или с глазу на глаз. Узнайте об их опыте работы, размере гонорара, свойствах характера и подходах в лечении. Узнайте, где учился этот психолог и как проходят его сеансы. А также о том, насколько эффективен его курс лечения по отношению к вашему ребенку и как вы будете узнавать о прогрессе. Будет ли он следить за вашим ребенком в школе? Устроит ли ему тестирование? Обязательно спросите, как следует подготовить ребенка к предстоящему лечению.

Когда вы уже выбрали врача, расскажите ребенку, как будет выглядеть его первая встреча с психологом. Объясните ему, что детский психолог помогает детям почувствовать себя счастливыми, наладить контакт с близкими и друзьями, одноклассниками и решить школьные проблемы. Позже ваш ребенок может сильно привязаться к психологу. Ведь психолог — человек, которому можно довериться и рассказать о самых сокровенных чувствах, хороших или плохих, он примет тебя таким, какой ты есть, и никогда не осудит.

На протяжении курса лечения регулярно общайтесь с психологом. Если вы не замечаете прогресса, спросите об этом у врача. Он должен быть готов ответить на все ваши вопросы.

Несмотря на то, что вам, скорее всего, трудно будет признать, что ваш ребенок нуждается в помощи специалиста, лучше это сделать как можно скорее, пока он еще маленький. В раннем возрасте ему будет легче исправить свое поведение и справиться с психологическими проблемами, чем когда он уже станет подростком. Но даже в возрасте от шести до девяти лет изменения могут произойти не скоро и постепенно. Думайте о прогрессе. Исправить поведение ребенка или повысить его самооценку очень сложно, но на вашей стороне время, терпение и опыт специалистов.

«Спокойный ребенок, но иногда психует»: 9 вопросов психотерапевту о детских странностях

Советы соавтора телеграм-канала «Детская психиатрия» Елизаветы Мешковой

Собрали вторую часть ответов детского психотерапевта Елизаветы Мешковой на вопросы читателей.

В новом материале разбираемся с истериками, фобиями и странностями в поведении маленьких детей. Что делать, если ребенок не готов оставаться один, как разнообразить питание избирательного чада и как объяснить границы дозволенного — собрали ответы на эти и еще шесть вопросов.

Что делать, если ребенок просыпается с истерикой?

Сыну два года и десять месяцев. Уже год у него сильные истерики. Он может проснуться среди ночи и кричать — сильно, как животное, до визга — минут 40. Днем не спит, только по случаю: поездка в автобусе, машине. Но если все-таки уснет в кровати, то просыпается с истерикой. Как ночью проснется — забираем к себе в кровать. Утром может проснуться и, не открывая глаз, начать требовать: «Мама, открой глазки». Если я не открыла их сразу, может начать бить руками и ногами, целиться в лицо. То, что нельзя бить, мы проговариваем, руку перехватываем. Не помогает. Еще больше злится и истерит. Требует ли такая проблема вмешательства специалиста или перерастет?

Чаще всего проблемы со сном у детей возрастные при условии, что других жалоб на поведение и развитие нет. Советую почитать про «ночные терроры» (night terrors), а также про оптимальный режим дня и нормы сна по возрасту. Физиологически детям обычно требуется раннее укладывание — до появления признаков гиперусталости, не позже 20—21 часа , а лучше раньше, а также продолжительный, не менее 11 часов, ночной сон, особенно при отсутствии дневного.

Могут ли истерики быть следствием разницы подходов к воспитанию у родителей?

Сыну пять лет. Закатывает истерики через день: перед походом в садик, например, может захотеть надеть летние кроссовки зимой или зимнюю шапку летом или искать машинку 30 минут. Еще бывают истерики, когда надо ложиться спать, не любит спать днем. Со сверстниками ведет себя нормально, очень активен. Есть проблема с тем, что мама совсем не строгая — может пропустить дневной сон, а папа построже. В целом ребенок, скорее всего, не видит, что родители работают одним фронтом, и больше тянется к «доброму» родителю. Ходили к семейному психотерапевту, и похоже, что мы не сможем прийти к единым правилам воспитания. Насколько это плохо для ребенка? К чему это может привести в будущем?

Я вижу, что вы сформулировали причину проблемы: в семье нет спокойствия и нет единого стиля воспитания. Это сильно увеличивает тревожность и неуверенность у детей, а все свои сложные чувства такие маленькие детки проявляют с помощью «плохого» поведения и истерик. Боюсь, пока вы — оба родителя — не станете крепким и единым тылом, истерики не закончатся. Я бы посоветовала установить единый стиль воспитания и реагирования в семье.

Как объяснить ребенку, что нельзя много смотреть телевизор?

Ребенку год и девять месяцев. Очень умный, спокойный мальчик. Любит смотреть видео с детскими песенками — «Синий трактор» и другие. Мы ограничиваем ему время просмотра телевизора, разрешаем около 20 минут в день посмотреть про любимый трактор, и все. Практически невозможно выключить телевизор без криков. Как объяснить ребенку, что нельзя смотреть телевизор, когда он хочет и сколько хочет?

Читайте также  Опасные тревожные расстройства: причины и симптомы

Вы взрослые, и вы устанавливаете правила. Маленького ребенка проще отвлечь какой-либо игрой, возможно, сочинить сказку или поиграть вместе в «синий трактор». Если ребенок совсем не может смириться и плачет — активное слушание вам в помощь. Объясняйте, контейнируйте, разрешайте поплакать в безопасном пространстве рядом с вами.

Ребенок кусается, когда ему что-то запрещают. Как себя вести?

Сыну полтора года, в целом спокойный ребенок, но иногда психует: когда что-то запрещаю, когда что-то не получается, без видимой причины — ну, может, скучно резко стало — и тогда начинает меня или папу бить, кусать. Если не дотягивается, бьет то, до чего может дотянуться, иногда кусает себя. И еще в общую картину: на улице гуляет сам, может спокойно метров на 10—15 от меня уйти и играть. А дома часто истерика, если я иду на кухню и не взяла его на руки. Перерастет или пора к специалисту? Невролог на профосмотре проблем не выявила.

Всем детям в возрасте от 16 до 36 месяцев показан скрининг на нарушения развития — тестирование M-CHAT. Если вы его не проходили, то это первое, что нужно сделать. Если в остальном развитие соответствует возрасту, то да, повторяйте, что драться нельзя, проговаривайте эмоции, отвлекайте.

Ребенок тревожный и переживает, когда узнает об опасностях, как быть?

Дочка, пять с половиной лет, последние месяцы всего боится. Например, на онлайн-занятии говорили про паукообразных — она расплакалась, начала спрашивать, водятся ли ядовитые пауки у нас. Плакала минут 30. Потом мальчик в саду сказал про фонтанчик крови. Весь вечер спрашивала, в какой ситуации может быть фонтанчик крови и как сильно нужно для этого удариться. В новостях услышала про вакцинацию подростков — рыдала весь вечер, что не хочет взрослеть. Как помочь ребенку не углубиться в фобии?

Говорить про фобии, как это ни странно. Объяснять, рассказывать, попутно принимая ее чувства и не обесценивая их. Придумывать вместе истории, делая в них страхи нестрашными. Ну и смириться с тем, что вам досталась крайне впечатлительная девочка.

Как помочь ребенку, который боится оставаться один?

Мальчику пять с половиной лет. В последнее время стал пугливым. Днем один не хочет оставаться в комнате. На игровых площадках без конца выглядывает, чтобы проверить, не оставили ли его. Ночью не спит один. Даже спиной к себе не дает повернуться, пока не заснет. Если оставишь одного спящего, просыпается и бежит за тобой. При общении с ровесниками и другими детьми никаких отклонений нет. Очень общительный, ранимый, гиперактивный, ласковый ребенок, думаю, что по развитию не отстает, знает таблицу умножения, читает. Стоит ли беспокоиться?

Поговорите про его страхи. Расскажите про свои из детства, попросите нарисовать, слепить, сочините про них сказку. На ночь можно придумать защитные ритуалы и «обереги» — ловец снов придумали очень давно, а работает до сих пор. Еще страх расставания в возрасте пяти лет сильно связан с первым осознанием смерти. И об этом тоже с ребенком нужно говорить — и говорить честно. Детская фантазия гораздо причудливей реальности.

Ребенок не ест твердую пищу, как разнообразить его питание?

Сыну год и десять месяцев. Полмесяца отказывается от твердой пищи, одни творожки, кефир, ряженки. Иногда хлеб и гречневая каша по настроению. Про мясо вообще молчу. Отказывается от вкусной еды, которую даже не пробовал, например черешни, зефира. Это временно или как-то можно и нужно повлиять на ситуацию?

На всякий случай сделайте скрининг M-CHAT и обязательно сходите на прием к педиатру, чтобы исключить железодефицит. Если никаких проблем не найдут, то сажайте ребенка вместе с собой за стол, подсовывайте интересную еду. По опыту, дети охотно пробуют кукурузу, горошек, небольшие мягкие ягоды, но это индивидуально. Пробуйте добавлять что-то в его любимую молочку — тоже выход.

Что делать, если ребенок проявляет сильный интерес к интимным вещам?

Старшему сыну семь с половиной. Стал тайком таскать у меня прокладки и трусы. Не ругала, все доступно объяснила про менструацию, все называла своими именами, плюс у него есть все книги по возрасту. Просил показать женские половые органы — рассказала, почему это интимная часть тела и что можно изучать ее пока только по иллюстрациям в энциклопедиях. Но на этом интерес не иссяк: к сожалению, настройки планшета дали сбой и ребенок нагуглил то, чего я бы ему показывать не стала. Продолжил таскать мои вещи, пока мы с мужем серьезно на него не разозлились. Насколько нормально такое поведение в этом возрасте, нужно ли что-то еще делать? И к чему морально готовиться?

По описанию похоже на тот самый запретный плод, который очень интересен. Я бы жестче обозначила границы — и телесные, и материальные, но при этом дала бы ему информации по возрасту с избытком, например книгу по анатомии. И уж если он посмотрел, то рассказала бы про порно и про то, почему смотреть это плохо и неправильно: как минимум то, что происходит на экране, неправдоподобно, а зачастую и больно, и уж точно не приятно.

Сын проявляет интерес к телу мамы, что лучше предпринять?

Сыну четыре года. Очень много внимания уделяет попе мамы, говорит, как любит ее, если видит, что дома мама ходит в трусах, обязательно захочет ее потрогать. Мы ему объясняем, что это некрасиво и что ребенку это не положено делать, — сын обижается, ревнует, когда я с женой обнимаюсь, даже иногда бьет меня. Как объяснить ему?

Ваш ребенок в том возрасте, когда ему уже можно и даже нужно объяснять, что такое телесные границы, интимные зоны. Про то, что такое телесная неприкосновенность, что никто не должен трогать другого человека без согласия. Можете вместе с ним почитать книги «Мое удивительное тело», «Давай поговорим про это». Конечно, он не сразу смирится, что нельзя трогать любимую маму за попу. Тут вам в помощь техники активного слушания и я-сообщений.

AMA. Эксперты и герои Т⁠—⁠Ж отвечают на вопросы о чем угодно

Как понять, что вашему ребёнку нужен психолог

Родители часто впадают в одну из двух крайностей: бегут к детскому психологу при малейшей проблеме или, наоборот, не обращают внимания на явные симптомы психологического неблагополучия ребёнка. Мы поговорили с детским клиническим психологом и консультантом по транзактному анализу, чтобы понять, где кроется опасность и когда пора обращаться к специалисту.

Тревожные симптомы

Стрессовых ситуаций и кризисных моментов в жизни каждого ребёнка великое множество, а внешние проявления — одни и те же.

1. Психосоматика. Если у ребёнка каждый день по утрам поднимается температура, он жалуется на тошноту и боль в животе, часто болеет — это верный признак психологического дискомфорта. Психолог Вадим Петровский называет такой симптом уходом в болезнь.

2. Резкое устойчивое изменение в поведении. Ребёнок был активным, а стал пассивным и замкнутым, сидит целый день, уткнувшись в телефон. Раньше был широкий круг общения, а остался один друг или никого, ушел в себя, стал неразговорчивым — это серьезные сигналы.

3. Резкие перепады настроения, вспышки агрессии, проявление гнева. Любое неадекватное поведение — показатель психологического неблагополучия. Совершенно необязательно, что ребёнок скрывает что-то от вас: вполне вероятно, он и сам не осознает происходящее.

4. Ухудшение успеваемости, резкое нежелание ходить в школу. Так может проявляться боязнь учителя, страх насмешек, дискомфорт от ответов у доски или даже боязнь родителей, которые ругают за плохие оценки.

Психолог PROFI.RU Оксана Ерёмина: «Беспокоиться стоит, если у ребёнка стойкие проблемы с успеваемостью по одному предмету — больше двух месяцев. Родители часто решают проблему с помощью репетиторов и не обращаются к психологу. Я считаю, что подход должен быть комплексным и сопровождение психолога нужно: школьника можно натаскать по предмету, но он все равно будет пребывать в постоянном стрессе. Специалист же проведет тесты по оценке уровня школьной тревожности и поймет, чего боится ребёнок».

Факторы риска

Чтобы заметить тревожные симптомы как можно раньше, психологи советуют обращать внимание на факторы риска: отличие ребёнка от сверстников, травмирующие события и возрастные кризисы.

1. Отличие от сверстников

Часто психолог нужен школьникам, которые выделяются на общем фоне. Это могут быть дети с дефектами речи или физическими недостатками, с особенностями поведения. Если у ребенка странные желания, например, он хочет играть только пластмассовыми игрушками и не берет в руки деревянные, отказывается от еды определенного цвета и формы, это повод обратиться к специалисту.

Читайте также  Роды за границей: цены в разных странах

Психолог PROFI.RU Алексей Кравченко: «Если у ребёнка сложности с памятью, вниманием, мышлением, речью, есть дисграфия или дислексия — то есть проблемы когнитивного характера, его обязательно нужно показать нейропсихологу. Специалист проведет диагностику, сравнит результаты тестов с возрастными нормативами, выявит причину затруднений и предложит программу коррекции. Чтобы понять, нужна ли такая консультация, я советую читать теоретические книги по детской психологии и приобретать специальные пособия с домашними тестами. Таких изданий много, например, книги и тетради серии „Робинс“, „Школа 7 гномов“, „Школа для дошколят“. Если родителям некогда повышать психологическую грамотность, можно сравнить поведение своего ребёнка с поведением других детей примерно одного возраста и пола. Насторожитесь, если какие-то особенности когнитивной сферы или поведения ребенка аномально выделяются».

Тревожным звоночком являются отличия от сверстников как в минус, так и в плюс. Родители часто гордятся выдающимися способностями детей: пусть ребёнок немного замкнут, зато у него феноменальная память. К сожалению, такое отклонение от нормы тоже говорит о возможных проблемах.

Оксана Ерёмина: «Родителям стоит обращать особое внимание на одаренных детей. Умных школьников часто не принимают в классе, у них могут быть хуже развиты социальные навыки, встречаются сложности с адаптацией и коммуникацией».

2. Травмирующие события

Травмирующие события, например, смерть близкого человека или развод родителей обычно требуют помощи специалиста — хотя бы разовой консультации. Не менее травматичны для ребёнка переезд, переход в другую школу.

В школьной жизни одна из самых частых травм — травля. Понятно, что жертву буллинга и агрессора нужно отвести к психологу, но родители часто забывают о невольных свидетелях унижения одноклассника. Если ребёнок просто находился рядом, видел издевательства, но не смог ничего сказать — это тоже стресс.

В подростковом возрасте к обычным школьным проблемам прибавляются любовные драмы: расставания, несчастная любовь, предательство. Особенно травматичны ситуации, когда после расставания школьники продолжают видеться на занятиях. Тревогу у родителей должны вызывать и болезненные отношения: когда дети еще встречается, но один из подростков подавлен, часто плачет.

3. Возрастные кризисы

Психолог PROFI.RU Оксана Ерёмина: «В психологии выделяется несколько возрастных кризисов. Первый — кризис 3 лет, когда ребёнок начинает проявлять самостоятельность („я сам“). Но тут психолог скорее будет работать с родителями. Следующий сложный момент — поступление в школу, когда творческая и игровая активность сменяется школьной строгостью. Далее следует переход из младшей в среднюю школу, когда вместо одного учителя, с которым выстроены отношения, появляется несколько — каждый со своими требованиями. Подростковый возраст (с 11–12 до 14–15 лет) можно целиком рассматривать как кризисный период, но пик приходится на 13–14 лет, когда дети обесценивают родителей и проявляют псевдовзрослость через курение, употребление нецензурной лексики и так далее».

С возрастными кризисами часто совпадают изменения социального окружения: поступление в школу, переход в старшие классы, когда учеников из параллели «перетасовывают» в зависимости от профиля. В некоторых ситуациях помощь психолога нужна при определении готовности ребёнка к школе. В целом же задача родителей сводится к наблюдению за тем, насколько успешно ребёнок адаптируется к изменениям.

Психолог PROFI.RU Алексей Кравченко: «В норме эмоции и детей, и взрослых должны находиться в определенных пределах: нормально испытывать грусть, если она не переходит в депрессию. Замечательно, когда человек испытывает радость без перехода в манию. Родители должны быть внимательны к эмоциональным проявлениям ребёнка и периодически задаваться вопросом, не чрезмерно ли выражено у него то или иное переживание, соответствует ли оно тому, что должно быть. Ориентироваться стоит на свой жизненный опыт, наблюдения за другими детьми. Обязательно обращайтесь к специалисту при любых сомнениях».

Еще один сложный момент — выбор профессии. Сейчас во многих школах есть психологи, которые проводят профориентацию, проходят уроки по выбору профессии. Но не лишним будет спросить, уверен ли ребёнок в своем выборе, предложить дополнительную профориентацию. Визит к психологу точно нужен, если школьник не может выбрать профильный класс, не понимает, какие у него склонности. В 7–8 классе проводится предпрофильная ориентация, в первой-второй четверти 8 класса консультация по выбору профессии.

Итак, помощь психолога обычно требуется в трех случаях: если ребенок сильно отличается от сверстников (как в плюс, так и в минус), пережил травмирующее событие (даже в качестве свидетеля) или проходит через возрастной кризис. Отслеживать нужно изменения в поведении и психосоматические заболевания. Будьте внимательны к ребенку, повышайте свою психологическую грамотность и тогда вы сможете купировать кризис уже в момент появления.

Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог

Что такое подростковая психотерапия, зачем она нужна, с какими проблемами в нее чаще всего приходят — все, что важно знать любому подростку и его родителям.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.

Особенности подростковой психотерапии

Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:

  • Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
  • Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
  • Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
  • Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.

Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.

Кто формирует запрос?

Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.

Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.

Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.

Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.

Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью

Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.

Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.

Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: