Пауза в учебе без проблем - Yaboltushka.ru

Пауза в учебе без проблем

Ноль мотивации: как не перегореть на учебе

Анна Веселко

Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.

Академическое выгорание можно определить как негативную эмоциональную, физическую и умственную реакцию на длительное обучение, которая приводит к истощению, разочарованию, отсутствию мотивации и снижению результатов . Это своего рода отрицательная кульминация многих недель или месяцев изучения одного и того же материала, или работы над одним и тем же проектом, или непрерывных лет обучения. Его не следует путать с однократным упадком сил, когда вы занимаетесь часами напролет, или с усталостью от бессонницы.

Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.

Симптомы академического выгорания проявляются не только в усталости и ощущении, что вы не можете заставить себя пойти на очередное занятие — выгорание может вызвать настоящие психосоматические проблемы, такие как головные боли, бессонница и депрессия , поэтому, как только вы распознаете симптомы, важно тут же начинать принимать меры, чтобы обратить состояние вспять. К симптомам академического выгорания относятся:

чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;

отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;

утрата уверенности в своих академических способностях;

неспособность уложиться в важные сроки;

напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;

более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;

увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;

неспособность сосредоточиться на учебной работе;

чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;

тревожность или депрессия.

Как предотвратить академическое выгорание

Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.

По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.

Найдите время для приятных занятий

И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.

Делайте физические упражнения

Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.

Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.

Найдите время для социальной активности

Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.

Ставьте разумные цели

И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.

Избегайте откладывания на потом

Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.

Сделайте шаг назад

Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?

Как оправиться от академического выгорания

Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:

Обратитесь за помощью

Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.

Распознайте симптомы и не игнорируйте их

Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.

Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь

Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.

Как усердно учиться, не перегорая

Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл . Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.

Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.

Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха

Главная ошибка — это вера в то, что можно учиться без перерыва, и чем ближе экзамен или дедлайн, тем легче попасть в эту ловушку . Конечно, если вы хотите многому научиться, вам придется много работать, но об этом процессе нужно думать как о беге: когда вы придерживаетесь жесткого темпа, а ваша скорость неизменна и слишком высока, рано или поздно у вас начнет заканчиваться воздух.

Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.

Переключите задачи обучения с пассивных на активные

Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.

Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.

Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов

Этот шаг очевиден: если вы работаете там, где вас что-то отвлекает, вы точно отвлечетесь . Если вам нужно использовать интернет для обучения, используйте такое приложение, как SelfControl, для выборочной блокировки всех сайтов, которые не связаны с работой и будут вас отвлекать. Если можно вообще обойтись без интернета, даже лучше. Переведите телефон в беззвучный режим или не берите его с собой, когда учитесь.

Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.

Читайте также  Современные технологии в стоматологии

Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.

Как всё успевать: 5 советов по тайм-менеджменту для учёбы

Абитуриенты и студенты, время от времени спрашивают в соцсетях Адукара, как не загнуться от нагрузки в школе или университете. Также часто приходит вопросы типа «как совмещать учёбу и хобби», «как выйти из состояния „не знаю, за что хвататься“». Кажется пора устроить путешествие по волшебному миру тайм-менеджмента. Расскажем о нескольких способах управления временем, которые помогут тебе планировать свой день с умом и всё успевать.

Тайм-менеджмент (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования

5 советов по тайм-менеджменту

№ 1. Планируй

Обязательно записывай задачи в блокнот или органайзер на гаджете. Материализованные пункты плана — первый шаг к намеченной цели. Лучше готовить список дел с вечера, чтобы знать с чего начать следующий день. Ничто не мешает в течение дня его корректировать: добавлять внезапные надобности, более важные ставить в приоритет и переносить на завтра несрочные (главное — не злоупотреблять этим). Сложные задания лучше разбивать на части и реализовывать поэтапно. Не забывай вычёркивать выполненные задачи. Это даст тебе ощущение завершённости и прибавит энтузиазма.

№ 2. Расставляй приоритеты

Существует закон принудительной эффективности : на всё времени никогда не хватает, но его всегда достаточно для самого важного. Всегда присваивай всем задачам уровень важности и очерёдность. Для этого представь, что наихудшее может случиться, если не сделать что-то в срок. Например, если сегодня не выучишь одну тему по русскому языку, то завтра тебе придётся учить две. И не одну из них ты не освоишь как следует. В итоге на ЦТ ты потеряешь несколько баллов. Подобные задачи, получают статус важных и срочных. Они должны стоять в начале списка. Возьми за правило не переносить такие дела на завтра.

Важные, но несрочные дела выполняй следом. Если их забросить, то они со временем переходят в категорию срочных и становятся трудновыполнимыми. Чтобы такого не случилось, предусмотри для них временной резерв.

Срочные, но не важные задачи обычно занимают много времени. Попробуй максимально сократить их или даже перепоручить кому-нибудь. Например, сходить за тетрадками в магазин можно попросить маму.

Логично, что несрочные и неважные дела не принесут большой пользы. Чтобы они не «пожирали» твоё время, от них стоит оказаться или минимизировать. К примеру, просмотр сериалов, хоть и интересное дело, но не обязательное. Откладывай такие занятия до выходных. Заведи свой перечень никчёмных дел. Озаглавь его «Я больше никогда не буду этого делать» и следуй своим же правилам.

34 президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр был человеком очень занятым. Чтобы успевать за день сделать больше, он создал собственный инструмент тайм-менеджмента, который сегодня называют Матрицей Эйзенхауэра или Матрицей приоритетов

№ 3. Съешь лягушку

В следующий раз, когда расхочется делать что-либо срочное, но неприятное, вспомни притчу: если первым делом с утра ты должен съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это останется самым отвратным делом за весь день. Откладывая важное, ты создаёшь лишнее эмоциональное напряжение, которое мешает жить.

№ 4. Расчисти пространство

До 30% времени тратится на поиски нужной вещи в беспорядке. Корзина для мусора — замечательный инструмент управления временем. У продуктивных людей в зоне рабочего пространства всегда порядок.

№ 5. Соблюдай равновесие

Не паникуй, если накопилось задач больше, чем ты можешь выполнить. Сделай глубокий вдох и скажи себе: «Я могу только то, что могу». Учиться или работать до изнеможения — не вариант. Для продуктивности просто тайм-менеджмента мало. Следи за здоровьем и поддерживай хорошую физическую форму. Отводи необходимое тебе количество времени на отдых, развлечения, общение с семьёй и друзьями.

Эмоциональное напряжение — следствие невыполненных дел. Оно уменьшает производительность, приводит к утомлению и апатии

На первом месте в списке всегда должны быть ты и главные люди в твоей жизни — ради этого стоит поднапрячься и поработать над организацией своего драгоценного времени:

Для тех, кто хочет углубиться в эту тему, советуем почитать книги «Ловушка времени» Алека Маккензи и Пэта Никерсона или «Тайм-менеджмент» Брайана Трейси.

Как не погасить мотивацию к учебе с первых дней в школе?

За лето школьники успели соскучиться по классу, педагогам и образовательному процессу. Как не растерять запал и сохранить мотивацию к новым открытиям? Вместе с психологом и профориентологом Марией Косинец разбираемся в психологических основах мотивации.

Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Фотография: School photo created by gpointstudio — www.freepik.com

Большинство детей каждый год начинают новую жизнь с 1 сентября — 95% школьников стремятся исправить все предыдущие ошибки, полученные в последние годы. Но силы воли хватает не у всех — буквально со второй недели ребята берут привычный курс и прекращают усердно учиться. Знакомая проблема?

«Не проявлять желание учиться намного проще, чем проявлять его. Это работает с любыми делами: выполнять всегда сложнее, чем не выполнять».

Мотивация внутренняя и внешняя. Что снижает мотивацию?

Для большинства ребят-школьников мотивация учиться — явление чисто внешнее: «Я это делаю, потому что так надо, потому что так говорят родители».

Но внешняя мотивация работает, что называется, до поры до времени. И она, чаще всего, не приносит удовольствие от процесса учебы. Повышение мотивации — процесс длительный, происходит он на разных уровнях.

Что негативно влияет на мотивацию?

  1. Школьник не понимает, зачем ему нужны конкретные знания, и откладывает в долгий ящик все, что связано, например, с биологией. И так с каждым днем, с каждой неделей, месяцем и классом знания снижаются.
  2. Отношения с учителями. Если что-то пошло не так и с учителем начались конфликты, у ребенка неизбежно снизится мотивация, пропадет интерес к предмету.
  3. В классе, в школе не с кем общаться или наоборот — общение становится главной целью. Перекос мотивации в сторону коммуникации, а не получения знаний.
  4. Запущенность. Все начинается с малого. Иногда одна пропущенная тема становится причиной затяжных проблем. Написал контрольную на двойку, все смотрят косо, никто не поддержал. Все навалилось как снежный ком, а разгребать уже нет сил.
  5. Постоянные сравнения. Все родители знают, что сравнивать своего ребенка с сыном маминой подруги нехорошо, но многие все равно продолжают так делать.
  6. Недостаток или переизбыток похвалы. Любому человеку нужно знать, хорошо ли он справился с задачей. Вне зависимости от того, учитель вы или родитель, просто запомните: обратная связь важна всем.
  7. Переизбыток и недостаток контроля от родителя. Дети делятся на два полярных лагеря: одни говорят, что родители должны перестать их контролировать, а другие, наоборот, просят помочь с выполнением задания. Поинтересуйтесь у своего ребенка, чем ему можете помочь вы.
  8. Разное отношение взрослых к учебе. Мама говорит одно, папа другое, а учитель третье. Важно, чтобы каждый взрослый ссылался на другого. Так ребенок поймет, что находится в единой системе ценностей и будет следовать установленным правилам. Иначе ребенок будет всегда выбирать тот путь, который легче. И обращаться, соответственно, к тому взрослому, с которым проще договориться.
  9. Отсутствие доверительной атмосферы. Если ребенку не с кем поделиться проблемами и рассказать о любых вышеперечисленных пунктах, он будет находиться в стрессе не только в самой школе, но и дома.

«Не откладывайте в долгий ящик. Спросите у ребенка перед 1 сентября — чем помочь, чтобы упростить учебу. Или, наоборот — договоритесь, с чем точно не нужно помогать. Постарайтесь наладить такие отношения, в которых будет доверие и позитив, а не давление и страдания».

Любое изменение несет за собой следующее изменение

В любой ситуации есть множество выходов. Постарайтесь донести эту позицию до ребенка. Не можешь выучить стихотворение — попробуй другой способ. Не можешь наладить отношения с одноклассником — рассмотри запасной вариант, спроси у взрослых. Научите школьника анализировать все пути решения.

«Помните: изменения не случаются по щелчку. Все перемены, которые происходят с ребенком, даже самые маленькие, неизбежно повлекут за собой более серьезные. Надо просто быть готовым к долгому и постепенному процессу».

Мотивация — это ресурс, который необходимо пополнять, ведь он всегда скатывается до нуля. Невозможно подойти к школьнику и сказать: ну будь ты уже замотивированным!

Читайте также  Жительница алтайского края похудела на 100 килограммов

Показывайте на собственном примере, как относитесь к труду в целом и к своей работе, как проводите досуг. Есть ли в вашей жизни спорт, хобби, какие-то интересы, читаете ли вы книги — каждый взрослый должен понимать, что оставаться голословным не получится. Мотивация строится на собственном примере.

1 сентября — новые обещания

«С 1 сентября я буду учиться только на отлично! Я никогда больше не запущу учебу!»

Помните, сколько обещаний давали вы сами себе? Это как новая жизнь с понедельника и тотальный ЗОЖ с Нового года (а если точнее — января так с 10-го).

Во-первых, просто поверьте обещаниям ребенка. Не отмахивайтесь, даже если вам кажется, что это «пустые фантазии». Во-вторых, поддержите его. Попросите, например, написать письмо себе в будущее. Пусть 1 сентября ребенок напишет самому себе и прочтет письмо 30 сентября. Что он там говорил? Что сбылось? Что поменялось, а что осталось прежним? Будет здорово, если вы тоже напишете письмо себе. Сядьте вместе за один стол и распишите пожелания. Только не забывайте про четкую структуру и конкретные шаги.

«Когда есть конкретная цель и конкретный план действий, сразу приходит понимание того, как достичь желаемого. Важно не перепутать цель со средствами достижения».

Научить учиться – это как?

Учебная мотивация пропадает иногда просто потому, что ребенку не хватает элементарных навыков к обучению. Научите школьника концентрироваться на задаче. Если ребенок не успевает понять тему за то время, которое вы отвели на уроке (или дома, если вы родитель), это не значит, что он вредина — просто он действительно не может это сделать.

«Эффективность — это не всегда про время выполнения заданий, но всегда про качество и про удовольствие от учебы. Как только у ребенка в арсенале будут разные инструменты, он сам поймет, как ему лучше».

Тренируйте концентрацию внимания ребенка, чтобы он научился, во-первых, быстро приступать к выполнению задачи, а во-вторых, не отвлекаться. Учите детей концентрировать внимание. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию.

Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.

Задача каждого ребенка — ставить черточку на листе бумаги каждый раз, когда он отвлекается, то есть смотрит на что-то другое или даже думает о чем-то другом, ломает концентрацию. И, естественно, чем больше времени отводится на эксперимент, тем быстрее «слетает» концентрация внимания.

Воспитывайте в школьнике самомотивацию. Интернет пестрит призывами заниматься только тем, что доставляет нам удовольствие. Но жизнь показывает, что иногда приходится делать те вещи, которые не приносят радости. Даже люди, которые обожают свою работу, могут сталкиваться с негативными последствиями. Надо ли увольняться, натыкаясь на трудности? Вовсе нет. Все дело в мотивации!

Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.

Объясните, как развить критическое мышление. Умение задавать вопросы, интересоваться чем-то непонятным, умение проецировать эту информацию на то, как она связана с нашей жизнью, — это все тоже про критическое мышление. Научите ребенка задавать вопросы не только детям, но и взрослым, и наоборот. Научите находить закономерности между какими-то событиями. Расскажите, что такое открытые и закрытые вопросы, чем отличается развернутый ответ от краткого «да» или «нет».

Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.

Покажите, как тренировать память. Многие ребята приходят в школу совершенно не развитыми — они никогда не упражнялись в тренировке памяти. А зря — ведь этот навык помогает не только в учебе, но и в жизни.

Научите ребенка планировать свое время. Спойлер — это сложно даже взрослым. «Я сделаю это завтра», — десятилетиями говорим мы себе. Погодите, так почему же ребенок в 8 лет должен уметь планировать свой день и выполнять все поставленные задачи сразу?

Научите организовывать процесс обучения. Ручки, которыми удобно писать, пенал, который давно хотелось купить — позвольте ребенку приобрести хорошие канцтовары и купите удобный стул. Кто-то скажет, что раньше учились в полевых условиях — и ничего, как-то выжили. Но просто поверьте: комфортное рабочее место — однозначно плюс для мотивации. Научите ребенка не отвлекаться: сходить в туалет, налить себе воды нужно до того, как сел за уроки. Помогите ему понять, что его отвлекает. Проведите эксперимент, воспринимайте это как игру.

Попробуйте вместе сформировать цель обучения. Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее.

Работая со старшими школьниками, можно получить очень разные ответы на вопрос «зачем вы учитесь?» И большая часть из них будет негативная. Ребята не понимают, кем они хотят стать, и как то, что они изучают, связано с их жизнью.

«Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?». Поверьте, аргументы найдутся сразу. Подростки мгновенно прочувствуют свою важность».

Когда учёба вымотала: учимся отдыхать от умственной работы

Учёба в школе, колледже или вузе — тяжёлый интеллектуальный труд. Не успеешь вернуться домой, как нужно снова готовиться к занятиям. Порой учебная рутина засасывает так, что не остаётся свободного времени для восстановления сил. Адукар поделится советами, как от дыхать от умственной работы .

Если после физического труда можно поспать, полежать, почитать книгу — и всё пройдёт, то с умственной усталостью справиться сложнее. Когда ты постоянно загружаешь мозг новой информацией, то получишь обратный эффект. Ухудшится память и внимание, появятся проблемы со сном и с настроением. Чтобы этого не произошло, и учёба была не в тягость, а в радость, учись отдыхать от умственной работы .

Питайся правильно

Тебя удивит, но причина усталости может скрываться в неправильном питании. В нашем организме ежесекундно происходит куча реакций, в которых участвуют витамины, микроэлементы, мине­ралы, незаменимые жирные кислоты и аминокислоты. Мозгу особенно нужны витамины В, D, К и Е.

Если проблемы с памятью

Если тяжело запомнить новую информацию, значит в твоём организме не хватает витаминов E и B1. Витамина Е много в орехах, рыбе, яйцах, бобовых и некоторых фруктах (авокадо, курага). Витамин В1 попадает в организм из молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и морских продуктов, круп, фруктов, овощей, грибов.

Когда болит голова

Часто болит голова? Возможно, в твоём рационе мало продуктов с витамином Е. Об источниках этого витамина мы писали выше. Старайся есть в столовой блюда из этих продуктов или бери на перекус орехи.

Когда беспричинно устаёшь

Если ты чувствуешь себя вялым и сонливым, возможно, ты мало ешь продуктов с витамином D. Поэтому налегай на рыбу и морепродукты, яйца, мясо, жирное молоко и молочные продукты, грибы и морские водоросли.

Если всё вокруг раздражает

Раздражительность и несобранность могут быть сигналом того, что в организме мало калия. Поэтому ешь овощи зелёного цвета: все виды капусты, шпинат, зелёный горошек, спаржевую фасоль. Не забывай про фрукты (груши, виноград, яблоки) и сухофрукты.

Когда немеют руки и ноги

Это признак того, что тебе нужен витамин В12. Больше всего его в мясе и печени, икре рыбы, яйцах и молочных продуктах.

Если правильное питание не избавило тебя от проблем, обратись к своему терапевту, он посоветует аптечные витамины. Выбирать лекарства самостоятельно всё же не советуем.

Спи по 8 часов в сутки

Весь день твой мозг активно работает. В нём скапливаются токсины, которые угнетают работу нервных клеток. Чтобы этого не происходило, во время сна мозг очищается от опасного мусора. Недостаточный сон вреден: появляются рассеянность, ухудшается память и внимание. Именно поэтому перед тестами, экзаменами или ЦТ хорошо высыпайся, не рвись всё выучить за одну ночь.

Читайте также  Основные функции питания

Если ты не придерживаешься режима сна, пора о нём задуматься. Подросткам советуют спать от 8 до 9 часов в сутки и ложиться не позднее 12 часов ночи. За час до сна переходи в спокойный режим: старайся ничего не учить и не читать, не сидеть в телефоне и компьютере. Послушай расслабляющую музыку, прими ванну или просто полежи в тишине.

Чтобы хватало времени на отдых, планируй его

Бывает, чтобы отдохнуть от умственной работы, нужно просто запланировать перерыв . В конце концов, ведение обычного блокнота никто не отменял. Распиши свой день по часам и минутам, чтобы использовать время рационально.

Меняй виды деятельности

Ещё один простой способ отдохнуть — сменить вид деятельности. Чтобы мозг быстро отдохнул от умственной работы, достаточно сделать обычную разминку. Если ты посещаешь секции, кружки, то вопрос решится сам по себе. Когда такой возможности нет, прогуляйся с друзьями в парке, покатайся на велосипеде или займись хобби. Умственную усталость как рукой снимет.

Сделай себе массаж

На ушах, ладонях, пальцах рук и на ступнях есть биологически активные точки, которые связаны с головным мозгом. Массируя их, ты снимешь напряжение и отдохнёшь от умственной работы. Этот способ кажется невероятным, но он оправдан годами практики. Китайцы, например, считают массаж ладоней одним из важных рецептов долголетия. Индусы и японцы с помощью массажа стоп вылечивают бессонницу и эпилепсию.

Расслабляйся на выходных

Быть вечным трудоголиком вредно. Невыполненная работа не даёт расслабиться и отдохнуть, появляется хроническая умственная усталость и нервозность. Поэтому планируй свои выходные. Ищи интересные и полезные мероприятия, активно отдыхай с друзьями, встречайся с близкими. Так, чтобы энергии и настроения хватило на новую учебную неделю.

Отдыхать от умственной работы нужно. Ты не потеряешь драгоценное время на подготовку к занятиям, экзаменам или ЦТ. Лучше сделать перерыв на 20 минут и с новыми силами быстро и качественно выполнить работу, чем это же время пытаться безрезультатно впихнуть информацию в переполненный мозг. Учение — это свет, не превращай его во тьму.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Пауза в учебе без проблем

Первый учебный месяц пролетел стремительно. Уверены, у школьников накопилось много дел, идей и планов. Чтобы на все хватало сил и энергии, важно восстанавливаться и продуктивно отдыхать. О том, как это делать, узнали из книги «Как научить ребенка учиться».

Баланс между отдыхом и учебой


Как научить ребенка учиться
Для начала предложите ребенку выполнить тест, который покажет, поддерживает ли он баланс между учебой и отдыхом. Нужно ответить на каждое утверждение «да» (если оно верно для школьника) или «нет» (если оно не отражает его опыт). Вместе подсчитайте все пункты с ответом «да» и прочтите расшифровку.

1. Я регулярно делаю перерывы.

2. Я держу все под контролем.

3. Я знаю, когда перенапрягаюсь, и стараюсь снять стресс.

4. Мои друзья поддерживают меня.

5. У меня есть хобби, я им занимаюсь каждую неделю.

6. Я умею расслабляться.

7. Я знаю предел своих возможностей.

8. Я стараюсь высыпаться каждую ночь.

9. Я позитивно отношусь к экзаменам и учебе в целом.

10. Я слежу за своим питанием, чтобы поддерживать здоровье организма.

0–3 ответа «Да»

Малое число положительных ответов говорит о том, что баланс нарушен. Уделите внимание здоровью и отдыху. Помните, что здоровый и уравновешенный человек способен лучше преодолевать стресс и добиваться высоких результатов в ежедневной учебе и на экзаменах.


Ребенок полон сил или немного утомился? — Источник

4–6 ответов «Да»

В целом баланс есть, но стресс накапливается. Придерживайтесь наиболее подходящего школьнику режима дня. Изучите вопросы, на которые он ответил «нет», и подумайте, как исправить ситуацию, чтобы в будущем отвечать на них утвердительно.

7–10 ответов «Да»

Если ребенок ответил так, значит, баланс соблюдается. Похоже, он хорошо справляешься с трудностями.

Способы сделать отдых продуктивным

Физическая активность

Тренировки полезны для физического и умственного здоровья, помогают снять стресс и тревогу. Во время физических нагрузок мозг вырабатывает вещества — эндорфины, которые отвечают за хорошее настроение. Пробежка или плавание — отличный вариант для начала дня. Они придают ясность мыслям, улучшают самочувствие. Увеличивается количество кислорода в организме, в том числе в мозге. Это помогает улучшить его работу. Если не хочется бегать в одиночку, можно попросить друзей составить компанию. Бегать вместе веселее, к тому же больше шансов не бросить занятия.

Перерывы

Автомобиль не может вечно нестись на максимальной скорости: его нужно периодически заправлять. То же справедливо по отношению к людям, которые учатся или работают. Следствие чрезмерных нагрузок — забывчивость, вялость, тревога. Необходимо делать перерывы, чтобы восполнить затраты энергии.

Подростки способны сосредоточенно работать 45-60 минут, после чего нужен 15-минутный перерыв. Паузы дают мозгу время на обработку информации и помогают поддерживать концентрацию внимания. Во время перерыва можно сделать гимнастику для глаз (ловите 4 быстрых упражнения).

Активные выходные

Активный отдых от учебы — это экскурсии на целый день, спорт, занятия музыкой или кулинарией (или другое хобби). После занятий любимым делом или общения с друзьями дети обычно полны сил и новых идей.


Заранее подумайте о том, как ребенок проведет выходные. — Источник

«Фоновая» учеба

Иногда прогулки или путешествия помогают не только отдохнуть, но и связать знания с реальной жизнью. Посещение музеев и осмотр достопримечательностей полезны при изучении истории. Прогулки в парке, лесу или зоопарке — своего рода практическое занятие по биологии. Во многих городах есть музеи естественных наук с интерактивными выставками и возможностью проводить опыты. Дети и сами могут найти применение своим знаниям в обычной жизни, например дома или за городом.

Релаксация

Релаксация стимулирует умственную деятельность и улучшает самочувствие. Многие сидят за уроками слишком долго, устают и теряют способность сосредоточиться. Чтобы помочь телу и мозгу восстановиться, нужно принять ванну или душ после напряженного учебного дня. У каждого свои способы расслабиться, вот еще несколько идей: вздремнуть, помедитировать, сосредоточиться на дыхании, послушать спокойную музыку, позаниматься йогой, порисовать, помечтать, осознать себя здесь и сейчас.

Качественный сон

У каждого человека свои потребности в сне. В среднем взрослым людям необходимо спать 8 часов, а детям — не менее 9 часов. Мозг невыспавшегося человека работает менее эффективно. Становится трудно сосредоточиться, это плохо отражается на умственной деятельности и принятии решений.

Иногда в конце дня трудно снять напряжение. Чтобы помочь мозгу отдохнуть, нужно выключить электронные устройства (даже мобильный телефон) за час до сна. Помогают и светонепроницаемые шторы, особенно летом.

Здоровое питание и правильные перекусы

Мозг использует 20% нашей энергии и нуждается в регулярной подпитке. Без этого он не может работать в полную силу. Школьникам важно не злоупотреблять нездоровой пищей — нужно правильно питаться, соблюдать сбалансированную диету, есть больше свежих овощей и фруктов. Вот несколько простых советов:

  • Съедать в день не менее пяти порций фруктов и овощей.
  • Перекусывать фруктами, а не чипсами и сладостямию
  • Не пить много кофе и чая, особенно перед сном. В них содержится кофеин, который мешает заснуть.


Обратите внимание на питание. — Источник

Избавление от стресса

Напряжение, связанное с приближающейся сдачей работы или экзамена, приводит к выбросу адреналина и вызывает стресс. Научите ребенка простым техникам, которые помогут с ним справиться.

  • Техника дыхания 7/11

На вдохе нужно сосчитать до 7, а на выдохе — до 11. Если это трудно, попробуйте на вдохе считать до 5, а на выдохе — до 7 или 8. Благодаря более длинному выдоху организм переключается с симпатической нервной системы, обеспечивающей реакцию на стресс, на парасимпатическую, отвечающую за расслабление и спокойствие.

  • Воображаемое путешествие

Предложите ребенку представить безопасное место, где он чувствует себя спокойно и счастливо. Пусть он вспомнит, где был на каникулах, или придумает идеальный пейзаж, или вдохновится картинкой из журнала. В этом воображаемом мире можно забыть все заботы и наслаждаться покоем.

Умение правильно отдыхать — одно из условий продуктивной учебы. Помогите ребенку развить его в себе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: