Ректор медуниверситета рассказал о перспективах российской медицины - Yaboltushka.ru

Ректор медуниверситета рассказал о перспективах российской медицины

Лучший ректор России рассказал о научных достижениях, своих студентах и будущем медицины

На фото Сергей Алексеенко / Телеканал «Краснодар»

Сергей Алексеенко, возглавляющий Кубанский государственный медицинский университет, стал ректором года в стране. У руля ВУЗа он уже 12 лет. После победы мы встретились с лучшим в России руководителем ВУЗа и выяснили, как он относится к званию и в чём видит свою миссию.

Награждение состоялось в Москве. Диплом нашему земляку-победителю лично вручил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков на открытии Профессорского форума «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы».

– В России есть такая организация — Профессорское собрание. Она существует уже 5 лет. Министерство или совет ректоров могут выдвигать кандидатуры для участия. Насколько мне известно, было 3 кандидатуры, а также тайное голосование. Оценивались работа ВУЗа, работа руководителя, динамика развития учреждения и его достижения, – рассказал Сергей Алексеенко.

Под руководством Сергея Николаевича КубГМУ вошёл в первую Лигу по данным мониторинга эффективности ВУЗов в 2021 году. Тем не менее, на похвалу «ректор года» реагирует скромно.

– Это, по большей части, не моя заслуга, а заслуга всего коллектива. Один человек не может сделать ничего. Это работа всего профессорско-преподавательского состава и студентов. Это всё благодаря поддержке нашего учредителя – Министерства здравоохранения Российской Федерации, администрации края, Законодательного собрания, администрации Краснодара. Всем большое спасибо! – добавил ректор.

Сергей Николаевич руководит ВУЗом уже 12 лет. За это время университет вышел на мировой уровень сотрудничества со специалистами отрасли здравоохранения и науки. Многие студенты участвуют в конференциях на чистом английском. Разработки научных сотрудников имеют серьёзные шансы на дальнейшее развитие.

– Мы создали центр коллективного пользования, научный кластер университета, который объединяет в себе несколько лабораторий. Это лаборатория регенеративной медицины, иммуно-гисто- химическая лаборатория, молекулярно-диагностическая, генетическая лаборатория. Всё это действительно работает на перспективу в здравоохранении и в медицине, – сообщил Алексеенко.

В медуниверситете открыт один из лучших в стране манипуляционно-аккредитационных практических центров, где будущие врачи могут практиковаться в условиях, близких к реальным, получая лицензию на работу. Можно сказать, что КубГМУ готовит специалистов с запасом на будущее.

Здравоохранение, по словам Сергея Николаевича, идёт семимильными шагами, поэтому так необходимо развиваться во всех направлениях – в том числе и инфраструктурных. Сейчас в медуниверситете в самом разгаре масштабный ремонт. Обновление затронет и фасад главного корпуса, который, как нам рассказали, останется в привычном и узнаваемом виде.

Ежегодно КубГМУ принимает на обучение около 1000 абитуриентов и выпускает столько же готовых ко всему специалистов. В вузе обучаются 6400 студентов, 3000 ординаторов и более 400 иностранцев. В институте расположены 7 факультетов и 60 кафедр.

– Наш ректор – ответственный человек, очень ответственный. Хороший руководитель. Строгий, но хороший в плане ответственности, – рассказал Павел Мариненко, студент 2 курса лечебного факультета.

– Очень большая работа сделана для университета. Я никогда не слышала ничего плохого в адрес этого человека. Всё, что он делает, – это очень большой вклад в университет и в принципе я думаю даже в медицину, – поделилась Ксения Кузьмина, студентка 2 курса лечебного факультета.

С уважением о ректоре рассказывают и преподаватели. По словам доцента кафедры философии, психологии и педагогики Александра Лагутина, руководитель ВУЗа прежде всего «переживает за своё дело, которое делает отлично. За время работы он сделал многое для студентов, преподавателей, для университета и в целом здравоохранения Кубани и России».

Мы встретились с Сергеем Алексеенко на следующий день после получения федеральной награды. Несмотря на поздний прилёт из столицы, уже рано утром ректор был на рабочем месте. На вопрос о праздновании победы он ответил следующее: «Мы получили награду, но надо быстрее работать. Перед нами стоят большие задачи. Тут же два варианта: можно сказать: «Ну всё, мы великие. Жизнь удалась, начинаем праздновать». Тогда что с нами происходит? Мы идём назад. Коллектив сразу чувствует, если руководитель начинает праздновать. Все начинают ему подыгрывать: «Ой, вы такой великий, как же нам повезло с вами». Нет, я к этому устойчив. Я говорю: «Да, вам повезло. Начинаем работать дальше. Идём дальше»».

В заключение беседы Сергей Николаевич попросил всех лояльнее относиться к врачам, особенно молодым, и не выплёскивать на них свои домашние проблемы.

Петр Глыбочко: «Медицина будущего – в надежных руках»

В журнале «Деловая Россия» опубликовано интервью ректора Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петра Глыбочко

За минувшие годы в нашей стране изменились экономика, общество и люди. Но неизменным остался спрос на качественные медицинские услуги. А значит, и подготовка медиков должна постоянно совершенствоваться. Флагманом российского медицинского образования, пробивающим дорогу к медицине будущего, является Сеченовский университет, выпускники которого составляют кадровую основу многих российских лечебных учреждений. Его успехи – результат слаженной работы команды профессиональных врачей, ученых, преподавателей и сотрудников под руководством ректора Сеченовского университета, академика РАН Петра Витальевича ГЛЫБОЧКО.

Время лучших

Ректор Сеченовского университета Пётр Витальевич Глыбочко всегда делал ставку на специалистов, ориентированных на науку врачевания и помощь людям в обретении и сохранении здоровья. Отсюда и подход к подбору университетских кадров и отбору студентов, которые достигают высоких результатов в практической деятельности, внедряют в практику научные достижения, получают международное признание. Сегодня Университет – на острие научно-технического и организационного прогресса в своей сфере: врачи, преподаватели и студенты обеспечены лучшим оборудованием, лабораторной базой и практиками.

Только за последние годы в университете стартовали несколько громких проектов. В рамках программы «Школа – Университет – Клиника» пять лет назад C еченовский Университет вместе с Департаментом образования Москвы начал работу с 10 школами, и сегодня «Медицинский класс» реализуется в 68 столичных школах.

– Профориентация школьников проходит на высоком уровне. Школы оснащены современным оборудованием, участвуют в профильных олимпиадах. Мы подготовили методические материалы для преподавателей химии и биологии, проводили лекции и мастер-классы, научили их готовить учащихся к поступлению в медицинский вуз. В результате балл ЕГЭ для поступления к нам вырос до 94, – характеризует успех проекта Пётр Глыбочко. – Как ведущий медицинский вуз мы заинтересованы в талантливых и мотивированных студентах, которые выбрав профессию врача, посвятят ей всю жизнь. Именно такие ребята к нам и приходят в результате налаженной работы со школами.

Продолжением этого проекта стало открытие в партнерстве с Департаментом здравоохранения Москвы в 2016 году Медицинского Сеченовского Предуниверсария, где ведущие профессора обучают более 450 старшеклассников, погружая их в науку: теория подтверждается выполнением лабораторных работ. Для Предуниверсария была разработана специальная программа и созданы новейшие лаборатории. Среди его выпускников немало медалистов, призеров олимпиад и конкурсов, и его успех будет транслироваться на другие регионы России.

Продвижение вперед в медицине немыслимо без инновационной активности. В Сеченовском университете еще в 2011 году был открыт Центр инновационных образовательных программ «Медицина будущего», позже ставший Международной школой, в которую отбираются лучшие из лучших студентов страны. Изучение спецдисциплин, научные интенсивы и практика в ведущих российских и зарубежных медицинских центрах формируют современных специалистов, особо ценимых профильными НИИ. С этим проектом университет связывает большие кадровые ожидания.

На инновационную программу подготовки врачей-исследователей поступают абитуриенты со средним баллом ЕГЭ 99, большинство из которых – победители и призеры олимпиад.

– Они и станут специалистами, обладающими знаниями высокотехнологичной помощи, принципами персонализированной и трансляционной медицины с обязательной интеграцией с научными исследованиями и реальной практикой в клинике, – именно в этом Пётр Глыбочко видит задачу современного медицинского образования.

Работает и Центр научной карьеры университета, который обеспечивает успешное продвижение и полноправное участие молодых ученых в научно-образовательных проектах.

Как лидер образования в медицинской сфере Сеченовский университет стал одним из организаторов Всероссийской олимпиады «Я – профессионал» и куратором ее медицинских направлений. И здесь его студенты проявили себя: вуз вошел в топ-3 по количеству лауреатов. Победа в Олимпиаде не только подтверждает высокий уровень профессиональной готовности обучающихся, но и повышает шансы для обучения по программам ординатуры и аспирантуры.

– Важно, что в дальнейшем эти ребята будут заниматься высокотехнологичной медицинской помощью, исследованиями, внедрять передовые медицинские разработки, – подчеркивает значение таких мероприятий для медицины будущего ректор Сеченовского университета, с гордостью отмечая успехи своих студентов.

В 2013 году стартовали «Школы мастерства» – авторские курсы ведущих профессоров клинических кафедр, позволяющие напрямую передавать бесценный опыт.

Врач будущего

На вопрос о широкой или узкой специализации врача ректор отвечает:

– Здесь нет однозначного ответа, но одно не противоречит другому. Здравоохранению нужны разные врачи. Например, врач общей практики или терапевт должен во многом разбираться. Особенно важно это для отдаленных регионов, где нет врачей всех профилей, но нужен специалист, который поставит диагноз и окажет первую помощь. А узкая специализация – это возможность оказывать высококачественную помощь в сложных случаях. И мы развиваем это направление.

Читайте также  Сердечники умирают от неисправных стимуляторов ритма сердца

В структуре Клинического центра Сеченовского университета действуют специализированные клиники. Учебный центр врачебной практики, учебно-виртуальный комплекс, научно-исследовательские лаборатории позволяют готовить врачей разных профилей.

Безусловно, подготовка медицинских кадров ведется и с ориентацией на потребности отрасли. Например, по направлению «Фармация», где Сеченовский университет взаимодействует с бизнесом и готовит кадры, исходя из его запросов. Это гарантия трудоустройства специалистов. Подписанные с фармкомпаниями соглашения подтверждают правильность выбранного пути и расширяют мобильность студентов и выпускников

Традиции и инновации в медицинском образовании

Рассказывая о проблемах российского медицинского образования, ректор Сеченовского университета констатирует:

– Мы видим, как меняется здравоохранение: открываются новые центры, ведутся исследования, закупается новое оборудование. Эти перемены позитивные, и университеты не могут их игнорировать. Сегодня здравоохранение, в том числе и российское, – динамично развивающаяся отрасль, как и высшее медицинское образование.

Пётр Глыбочко убежден, что практикующие врачи должны учиться на протяжении всей жизни, причем не формально, не ради «бумажки». Достойный уровень университета подтверждается результатами первичной аккредитации, дающей право его выпускникам сразу приступить к профессиональной деятельности. Отличные студенты становятся грамотными и ответственными врачами, востребованными и состоявшимися профессионально. Для этого постоянно повышается квалификация преподавателей, осваивающих новые методы и технологии. Есть и признание международных ассоциаций.

– Мы активно учимся сами. Многие – за границей в ведущих университетах или клиниках. Например, мы стали развивать роботическую хирургию, обучили группу специалистов, которые уже работают и обучают других, – отмечает ректор, добавляя, что постепенно меняется и система мотивации преподавателей, которые ориентируются на результаты обучения.

Продолжая разговор о преподавании, Пётр Витальевич отмечает:

– Для преподавателей клинических дисциплин очень важно заниматься лечебной работой. Только так можно обучать клинической практике. И у нас такая возможность есть: благодаря Университетским клиникам молодежь приходит в здравоохранение уже подготовленной. Несмотря на распространение симуляционных технологий обучения, клиническое мышление по-прежнему формируется в больничной палате. И это одна из самых эффективных методик обучения, поэтому именно университетские клиники обеспечивают качественную подготовку, передачу опыта и преемственность поколений.

Сегодня Сеченовский университет – единственный в России университетский клинический многопрофильный комплекс, решающий как практические задачи, так и образовательные и научно-исследовательские вопросы. В нем 25 университетских клиник. И этот опыт тоже применяется в регионах, ведь уровень доверия пациентов к врачам-ученым достаточно высок. Университет объединяет образовательную, исследовательскую и коммерческую составляющие, что очень важно для научных проектов. А для Сеченовского университета укрепление позиций на глобальном рынке научно-исследовательских программ – приоритетное направление развития.

Однако, одно дело вырастить молодых специалистов, а совсем другое – удержать их у себя. Пётр Глыбочко резюмирует:

– Для молодежи важны карьерные перспективы и широкие возможности. Сеченовский университет предлагает им кластер развития Научно-технологического парка биомедицины (НТПБ), представленный Институтами молекулярной, регенеративной, персонализированной, трансляционной медицины и биотехнологии, бионических технологий и инжиниринга. Это не мечты, а уже работающие проектные структуры, институты развития, работающие на результат. Для амбициозного молодого специалиста работать с лучшими профессионалами и на результат – отличный стимул.

Важнейшим событием в жизни университета стало его вхождение в Проект 5-100. Ключевой вектор, который выбрал для себя вуз, – диверсификация основных направлений деятельности с переходом от идеологии медуниверситета к университету наук о жизни. Это же вписано и в матрицу Научно-технологической инициативы.

– Наш важнейший ориентир – развитие НТПБ, – говорит Пётр Витальевич. – К 2020 году университет преобразуется в глобальный международный консорциум, и парк объединит институты развития, сфокусированные на междисциплинарных исследованиях. Это позволит вузу занять ключевые позиции на рынке биомедицинских исследований и укрепить свой статус в международном медицинском сообществе. В парке будут разрабатываться и внедряться новые технологии сохранения здоровья людей. Организуется полный цикл разработки, опытное производство биомедицинских препаратов, генно-терапевтических средств, клеточных и тканеинженерных конструкций. Комплексная связь науки, практики, образования и бизнеса позволит создавать продукты и технологии нового поколения и готовить кадры будущего – IT-медиков, нанофармакологов, тканевых инженеров. Концентрация компетенций ученых университета и возможностей индустриальных партнеров обеспечит конкурентоспособность и лидерство в биомедицине.

З а инновациями – будущее, но Сеченовский университет не забывает и о традициях российского медицинского образования. Время решит, каким из них стать историей, а какие – беречь и продвигать.

– Традиции создания научных школ в университете не прерывались никогда. Сегодня у нас работают создатели и ученики ведущих научных клинических школ, – с гордостью отмечает Пётр Витальевич.

Сеченовский университет сегодня – это динамичная корпорация, стремящаяся к лидерству и ответственно выполняющая роль кадровой и интеллектуальной кузницы лучших медиков России. Возглавляемый активным ректором, умеющим воплощать амбициозные планы в жизнь, университет уже много раз подтвердил свой статус лидера отечественного медицинского образования и останется им и впредь.

Ректор медуниверситета рассказал о перспективах российской медицины

Николай Карякин – нейрохирург: вёл практику, возглавлял поликлинику и научно-исследовательские центры, а сейчас находится в центре учебного процесса.

Поэтому он может оценить российское здравоохранение с разных точек зрения.

«Здравоохранение – это сочетание всех видов помощи и доступности технологий для всех жителей. Оно начинается с поликлиники, на долю которой приходится 90% результата. Чтобы люди были здоровыми, основное, чем должны заниматься власти – это организация и предоставление медпомощи в этих учреждениях. Пациент со всеми болячками приходит туда, после получения высокотехнологичной помощи возвращается тоже туда, и мы в Институте травматологии и ортопедии часто видели, что хорошо сделанная операция может быть загублена, если на местах поликлиника не справилась со своей задачей», – рассказал ректор.

Он добавил, что решение этой проблемы очень простое: чтобы врач успешно работал в поликлинике, его нужно обеспечить устойчивой и достойной зарплатой.

По оценкам ПИМУ, после окончания вуза 91% выпускников приходят в профессию, а вот сколько в ней остаётся через какое-то время – это большой вопрос. В поликлиниках должны быть доступны современные высокотехнологичные виды помощи пациенту, что в современных условиях вполне осуществимо. Человек должен спокойно и достаточно быстро получать эндоскопические исследования, магнитно-резонансную томографию, без длительного ожидания получать результаты анализов и дополнительных исследований.

Тогда диагноз будет ставиться быстро, и можно будет сразу разгрузить койки. Кроме того, сами здания поликлиник должны быть современными: к сожалению, очень часто они располагаются в приспособленных строениях. В России до сих пор не все амбулаторные учреждения имеют централизованное водоснабжение и канализацию. Эти вещи нужно решать, и тогда поликлиника станет реальным центром оказания медицинской помощи, уверен эксперт.

«За последнее время у меня было несколько встреч с главой региона Глебом Никитиным и руководством министерства здравоохранения Антоном Шаклуновым. Нас слышат, и я увидел самое главное: власть ставит честный диагноз. В медицине нельзя вылечить, если ты его неправильно поставил. Нам есть, от чего отталкиваться, есть возможность начинать лечение», – добавил нейрохирург.

Если власть чётко сказала, что поликлиника нуждается в модернизации, значит нужно приоритетно выделить средства. Тариф в амбулаторной помощи должен быть достойным, поскольку у врача зачастую связаны руки: он понимает, что нужно сделать, но его сдерживает тариф в системе ОМС. Все исследования Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что финансировать амбулаторную помощь в поликлиниках гораздо дешевле, чем строить высокотехнологичные центры.

«Впрочем, проблема не только в этом. Например, у нас в НИИТО есть ожоговый центр. В 1993 году в Дании планировалось открыть второе подобное учреждение в дополнение к существовавшему, но общество предложило другой сценарий – изменить доступность электроплит для детей и поменять среду нахождения ребёнка, снизив тем самым количество ожогов. Через три года они уменьшили существовавший ожоговый центр, потому что снизилось поступление пациентов. Для этого в стране всего лишь были введены ГОСТы и изменена система допуска товаров на рынок.

Посмотрите, какие товары сейчас продаются у нас – прежде всего, в части питания. В нашем составе работает Институт детской гастроэнтерологии, у меня самого есть дети, и ужас берёт, когда я вижу, как мамы покупают ребятам откровенную химию. Я прекрасно понимаю, что через полгода они придут ко мне на специализированную либо высокотехнологичную койку, и мы будем лечить либо аллергическую реакцию, либо ревматоидные заболевания, либо поражение желудочно-кишечной системы», – рассказал Николай Карякин.

Он добавил, что видит своей главной задачей подготовку высококлассных специалистов, чтобы самому было не страшно пойти на приём к вчерашнему студенту.

«Выдавая диплом, ты должен быть уверен, что завтра, если вдруг заболеешь, ты придёшь именно к этому доктору. Ты разрешил ему принимать жителей Нижегородской области, и ты сам – точно такой же житель. Наша задача – создать уверенность в собственном здоровье при обращении к бывшим студентам. Мы должны проконтролировать уровень компетенций, которые мы даем. Педиатры с первого курса должны находиться у постели ребёнка: посещать здоровых детей в школах и детских садах, посещать детские поликлиники, получать постоянный контакт с пациентами. Со “взрослыми” врачами – то же самое. Сейчас начали поступать деньги на симуляционные центры во все медвузы России. Нас этим тоже не обделили, финансирование началось, и мы уже определяемся с номенклатурой того, что будем покупать. Собрали комиссию из заведующих кафедрами, чтобы они сами выбрали симуляционное оборудование.

Читайте также  Что лучше пить для утоления жажды?

Кроме того, как бы это не было больно, клиника университета должна находиться в тех поликлиниках и больницах, которые современны, ждут представителей вуза и готовы к тесной совместной работе. Если больница по любым причинам испытывает много организационных и финансовых проблем, мы не должны там учить студентов. Студент приходит совершенно чистым: он выбрал жизнь в медицине, а ему рассказывают, что вот здесь пока отваливается и там не работает. Самое страшное, что может быть, он будет расти в состоянии “подожди”. Студент не должен расти в ожидании улучшений – он должен прийти в современную клинику, в ней выучиться и пойти работать. Тогда мы получим грамотного специалиста», – уверен ректор.

Что же касается нововведений вроде цифровой медицины, то здесь не нужно возлагать на неё слишком больших ожиданий.

«Всё новое всегда проходит три фазы. Первая – фаза избыточных ожиданий, что придёт новое, и всё сразу будет хорошо. Вторая – несбыточные ожидания: мы ждали счастья, но оно не наступило. Третья фаза – нахождение места, где цифровая медицина должна быть. Думаю, мы находимся сейчас в первой фазе, попадём во вторую и обязательно придём к третьей. Цифровая медицина займёт своё место, и всё будет в порядке», – заключил эксперт.

Как сообщалось ранее, врач-нейрохирург высшей категории, профессор, главный врач Федерального центра нейрохирургии МЗ РФ города Тюмень Альберт Суфианов рассказал АиФ об уникальной внутриутробной операции на мозге ребёнка, которая была проведена в России впервые (и второй раз в мире). Подробнее читайте: «Мы обошли американцев»: нейрохирург — об уникальной внутриутробной операции в России.

«Наше образование будут ценить во всем мире»: новый ректор КрасГМУ рассказал о своей работе и будущем университета

Проверка на прочность, перспективы науки и вуз как дворец

Проверка на прочность, перспективы науки и вуз как дворец

Алексей Владимирович, чем вам запомнились первые полгода в новой должности ректора?

Начало работы запомнилось, конечно, тем же, что и всем нам, потому что эти месяцы пришлись как раз на начало массового заражения населения новой коронавирусной инфекцией. Когда началась вся эта история с ковидом, мы еще не представляли весь масштаб бедствия; скорость происходящих в обществе и системе здравоохранения событий была абсолютно трагическая.

И в таких непростых условиях спустя всего три недели после моего официального назначения на должность ректора КрасГМУ, нам пришлось осуществлять переход всего образовательного процесса в новый формат дистанционного обучения. Казалось бы, задача невыполнимая, ведь медицинское образование предполагает обязательную практику: это и общение с пациентами, и разбор клинических случаев. Только так можно стать специалистом, которого будут ценить. И нужно сказать, что в этой непростой ситуации скорость мобилизации коллектива университета — как управленческого, так и профессорско-преподавательского состава — оказалась выше всяких ожиданий.

Нам удалось буквально за неделю отстроить абсолютно новые модули образования, перейти на ту форму дистанционного образования, которая бы устраивала и нас как преподавателей, и, конечно же, наших обучающихся. А требования студентов к процессу преподавания сегодня очень высоки: одно дело — разговаривать глаза в глаза с преподавателем, особенно на хирургических направлениях, и совсем другое — дистанционный образовательный формат.

Вскоре стало понятно, что вся эта ситуация затянется надолго, и что нам нужно готовиться к более серьезным вещам — так началась плановая работа по проработке всех форм дистанционного образования. Я хотел бы выразить огромную благодарность всем профессорам, преподавателям, и всему корпусу информационных технологий — именно на них упала основная нагрузка по трансформации в новый формат образования. Сегодня мы понимаем, что как минимум до лета нам придется осуществлять процесс обучения в новом формате, который сейчас полностью отработан и проверен на практике.

Стоит отметить, что в пандемию коронавируса мы столкнулись и с другой серьезной проблемой. Дело в том, что наш университет имеет огромное количество клинических баз, где мы учим наших студентов. В разгар пандемии все они ушли под ковидные госпитал и и пульмонологические отделения. Вдобавок, ситуация осложнялась тем, что у нас всегда было мало образовательных корпусов и аудиторий. Решить эту проблемы удалось благодаря эффективному взаимодействию с правительством Красноярского края, с другими образовательными учреждениями — в первую очередь, с Сибирским федеральным университетом, который предоставили свой корпус для того, чтобы мы могли там разместить своих обучающихся.

Резюмируя, отмечу, что все эти трагические события привели к тому, что мы приобрели, хоть и вынуждено, абсолютно фантастический опыт — как управленческий, так и с позиции обычного человека.

Как удалось перенести в дистанционный формат не только теоретические, но и практические занятия?

Мы записали огромное количество практических уроков — занятий по отработке практических навыков. К счастью, в высокой степени готовности оказался наш симуляционный центр, на базе которого и были проведены работы по предоставлению практических навыков нашим обучающимся. Здесь тоже были свои сложности, ведь одно дело — не потерять в качестве обучения с точки зрения предоставляемых знаний, а с другой стороны, речь шла о сохранении здоровья наших обучающихся и преподавателей. Необходимо было обеспечить весь комплекс противоэпидемических мероприятий. Да, были вспышки заболевания коронавирусом в наших общежитиях, но мы быстро приняли решение о создании обсерваторов для изоляции студентов в пределах определенных этажей, обеспечили их питанием и лекарственными препаратами.

Как медицинский университет помогал медикам в лечебных учреждениях?

Здесь я могу говорить только в несвойственной мне восторженной манере, ведь был обеспечен беспрецедентный уровень взаимодействия с Министерством здравоохранения Красноярского края. Нужно понимать, что в любой системе есть несущая конструкция (по аналогии со стеной в жилом доме), и наш университет является именно такой конструкцией для всей системы здравоохранения региона.

Мы в очень короткое время сумели мобилизовать более 800 наших обучающихся по заявкам Министерства здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений края для работы с ковидными пациентами. Начиная с запросов районных и городских больниц до наших крупных госпиталей — Краевая клиническая больница, 20-я больница, БСМП.

Безусловно, наши профессора, преподаватели, среди которых много специалистов Министерства здравоохранения Красноярского края, по своему профессиональному статусу работали в «красных зонах», обсерваторах, консультировали пациентов.

Яркий пример взаимодействия с Министерством здравоохранения региона — отработка проекта онлайн-консультирования ковидных пациентов в поликлиниках. Были созданы личные кабинеты в онлайн-сервисах, настроена ip-телефония. В ближайшее время мы представим результаты внедрения этой системы правительству и Минздраву, и, если система покажет свою эффективность, в чем мы не сомневаемся, в дальнейшем сможем распространить этот опыт онлайн-консультирования амбулаторных пациентов на всех, кто болеет коронавирусом — так они смогут оперативно отслеживать динамику своего здоровья.

На выборах ректора вы представили свою программу развития вуза. Что уже удалось реализовать?

Было бы несерьезно говорить о том, что я выполнил все обещания в рамках программы, которая рассчитана на пятилетний срок. Но уже сегодня можно говорить о том, по каким направлениям идет активная работа.

    Реформирование системы управления университетом. Мы должны оставить в прошлом некоторые архаичные вещи, которые до сих пор остаются в администрировании. Это реформы отделов, которые позволяют нам, скажем так, максимально безопасно для всей структуры университета соответствовать требованиям управляющих органов. Также это создание отдела государственных закупок. И самое главное — разделение управленческих функций отделов с целью недопущения пересечения деятельности этих отделов.

Блок совершенствования системы образования. Преподаватель — это главный человек в университете, и можно сколь угодно долго говорить, что мы должны повышать его статус, но грош цена таким разговорам, если его труд не будет оплачиваться на соответствующем уровне. Вопрос оплаты труда довольно сложный, мы здесь завязаны на среднем уровне оплаты по региону и возможностях нашего консолидированного бюджета. Но уже разработан абсолютно четкий план по решению этой задачи. Стоит отметить и изменения на уровне взаимодействия между кадрами. Наверное впервые за последние годы мы стали проводить совещания не только между членами ученого совета, но и с участием заведующих кафедр — они могут высказаться (сейчас удаленно) и принять участие в дискуссии. Эта стратегия вовлечения в систему управления университетом в том числе среднего управленческого звена уже сегодня показывает, что мы движемся в нужную сторону.

Читайте также  Эффективные и удобные контактные линзы acuvue® oasys® для длительного применения

Научная деятельность. Наш вуз всегда отличался тем, что в основе образовательных процессов здесь лежит не рафинированная наука, а достижение практических результатов. Была проделана огромная работа по научной составляющей университета. Все наши исследовательские мощности были объединены в единый формат Центра коллективного пользования (ЦКП). Мы показали возможности по использованию всей этой материально-технической базы не только сотрудникам, но и коллегам за пределами Красноярского края. Сегодня мы получаем заявки из наукоемких регионов. Честно говоря, мы и сами не ожидали такого интереса к ЦКП. Впервые за все всю историю университета был выигран большой федеральный грант на обновление приборной базы. Он будет реализован поэтапно.

Материально-техническое состояние университета. Хозяйство университета — огромное, это можно сказать своя вселенная со множеством корпусов. И их материально-технический уровень должны соответствовать запросам современности. Есть такое выражение: «В избушках и во дворцах думается по-разному». Мы должны думать об университете как о дворце, а значит, необходимо вывести образовательный процесс на новый уровень технического обеспечения, начиная с оборудования лекционных залов современной техникой и заканчивая приобретением серверов информационной службы.

Изменится ли социальное и материальное обеспечение студентов и преподавателей?

Безусловно, далеко не всё на сегодняшний день выполнено, но самые серьезные темы уже были обозначены в рамках федеральных адресных инвестиционных программ. Подана заявка на участие в федеральной инвестиционной программе по строительству жилья для наших сотрудников. Готовы документы для участия в федеральной инвестиционной программе по строительству нового учебного корпуса. Разрабатывается проект по созданию полноценного стационарного корпуса клинической базы университета.

Идет работа над проектом реконструкции всех общежитий университета, ведь здание и инфраструктура уже достаточно устарели. Что касается стипендий, то нужно понимать, что здесь мы находимся в достаточно зарегулированном поле, но, тем не менее, мы постоянно ищем способы поддержки наших обучающихся. Однако, это дорога с двусторонним движением, студенты тоже должны предпринимать усилия. В качестве мер поддержки у нас есть студенческие рейтинги, университетские гранты. Буквально на днях я подписал документ о проведении Фестиваля студенческой науки: в дистанционном формате пройдет презентация научных работ обучающихся.

Уже принят краевой закон об образовательных сертификатах. Он даст возможность нашим студентам получить бесплатное образование (не секрет, что сегодня оно одно из самых дорогих). На получение сертификатов смогут претендовать как студенты начальных курсов, так и ординаторы (узкие клинические направления).

Получив образовательный сертификат, студент должен будет после окончания вуза отработать несколько лет в медучреждениях в том регионе, куда его распределят. Это позволит сократить дефицит кадров в первичном звене — в первую очередь это участковые терапевты, педиатры.

Кроме того, в самое ближайшее время мы будем стараться войти в международные рейтинги и получить международную аккредитацию. Таким образом диплом об образовании нашего университета будет признан за рубежом. Это позволит привлекать новых абитуриентов из дальнего зарубежья. В этом году мы впервые приняли в свои стены иностранных студентов из Ирана, Ирака и Африки. Также отрабатываем перспективную тему преподавания медицины на английском языке, уже получены положительные отзывы от иностранных студентов. Это сложно, но очень интересно.

Каковы ближайшие планы на будущее?

Вхождение в международные рейтинги, о которых я уже упоминал, позволит нам претендовать на серьезное финансирование. Сегодня в эти рейтинги входят, как правило, столичные вузы. Мы понимаем несопоставимость наших возможностей — там намного больше обучающихся, да и консолидированный бюджет тоже больше. Но нам вполне по силам занять первое место в регионе. Все те действия по совершенствованию образовательного процесса, по научным изысканиям, которые мы провели в это непростое время, показывают, насколько у нас велик потенциал в сравнении с теми региональными вузами, с которыми мы соревнуемся.

Что нам поможет стать первыми? Это прежде всего создание новых факультетов; в настоящее время мы активно работаем над созданием медико-профилактического факультета, который будет готовить специалистов в том числе и для Роспотребнадзора. Это и создание новых учебных программ на стыке сразу нескольких наук, например, биофизики и медицины. Это позволит привлечь новых обучающихся, которые в будущем будут востребованы в практической работе. Ведь самая большая ошибка больших университетов (не только медицинских) в том, что они представляют, что называется, вещь в себе: выпускают большое количество специалистов, которые по окончании вуза просто не могут найти работу. Чем больше наш университет будет включаться в региональную повестку и проблематику, тем больше будут востребованы наши выпускники.

Мы должны смотреть в будущее, с которым всем нам придется столкнуться — взять ту же телемедицину — сегодня это один из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения во всем мире, и уже сегодня готовить специалистов для перспективных направлений.

Ректоры российских и китайских медуниверситетов обсудили результаты и перспективы электронного медицинского образования

Материал опубликован 09 ноября 2018 в 11:57.

9 ноября в Екатеринбурге ректоры российских и китайских медицинских университетов обсудили основные достижения и дальнейшую стратегию развития электронного медицинского образования двух стран в рамках совместного заседания Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Постоянного Совета Российско-Китайской ассоциации медицинских университетов (РКАМУ). В заседании приняли участие представители 62 российских и 50 китайских вузов.

От имени губернатора Свердловской области собравшихся поприветствовал заместитель губернатора Павел Креков. «Спасибо за выбор Екатеринбурга для проведения вашей конференции, за высокое доверие нашему региону и высокую оценку развитию областного здравоохранения», — сказал Павел Владимирович.

Как заявил директор Института электронного медицинского образования Сеченовского университета Наталья Серова, базовая триада обучения предполагает доступность информации, актуальность данных и возможность самообразования, независимую оценку знаний для прохождения аттестации и сертификации квалификаций. Также в задачи Института входит создание системы независимой оценки знаний студентов и аттестации преподавателей, формирование национальной системы аккредитации медицинских специалистов, а также интеграция дистанционных образовательных программ в систему непрерывного медицинского образования.

По словам президента Харбинского медицинского университета, сопредседателя РКАМУ со стороны КНР Яна Баофэна, в соответствии с планом министерства образования Китая о развитии электронного образования в стране до 2022 года, создана платформа «интернет + образование» для перехода от специализированных образовательных ресурсов к широко используемым. Сегодня пользуются популярностью ресурсы, предлагающие возможность онлайн обучения, оцифрованные медицинские учебники, а также национальный ресурс по симуляционному обучению. В 2017 году число учащихся онлайн в стране достигло 144 миллиона, 120 из которых это делают с мобильных гаджетов.

«Уральский государственный медицинский университет является драйвером инновационного развития медицины в регионе, успешно внедряющий и реализующий электронное медицинское образование», — заявила ректор университета Ольга Ковтун. Проводится более 1800 вебинаров в год, 600 дисциплин находятся в электронной информационно-образовательной среде университета. С 2007 году в вузе ведется регистрация авторских прав на электронные образовательные ресурсы, создано 200 электронных онлайн курсов в формате SPOK (Small Private Online Course), 83 свидетельства о регистрации электронного ресурса получены в ОФЭРНиО (Объединённый фонд электронных ресурсов «Наука и образование»).

Университет предлагает дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и в повышении квалификации врачей — существует 160 подобных курсов повышения квалификации, кафедры и отделения владеют 2000 различных видов Электронных образовательных ресурсов.

В своем докладе «Электронное медицинское образование на Урале: приоритеты развития и достижения» ректор УГМУ Ольга Ковтун привела результаты реализации внедрения электронного обучения у коллег. Более 400 активных курсов в системе «Эдукон», постоянно используются в образовательном процессе на различных уровнях в Тюменском государственно медицинском университете. 900 человек было обучено по программам непрерывного медицинского образования с применением электронного обучения и ДОТ в Южно-Уральском государственный медицинском университете. Сегодня три уральских медицинских вуза предлагают различные программы подготовки профессорско-преподавательского состава к созданию и использованию современных электронных ресурсов в разных объемах.

«Россия сделала рывок в развитии медицинского образования – аккредитация, дистанционные технологии, непрерывное образование. Виртуальный мир стал реальностью. Всё это должно повлиять на качество подготовки специалистов и повысить уровень практического здравоохранения», — заявил, подводя итоги конференции, министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков.

В ходе встречи участники также определили пути и возможности сотрудничества в рамках российско-китайского сетевого университета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: