Спокойствие и только спокойствие или почему мы болеем? - Yaboltushka.ru

Спокойствие и только спокойствие или почему мы болеем?

В чем причина стрессов и страхов?

Архимандрит Андрей (Конанос)

На каждого из нас у Бога есть план – и прекрасный план. Поверь в это, доверься Ему, и ты сам это увидишь. Господь заберет у тебя весь твой страх, всю твою тревогу. Исчезнет беспокойство, этот холод в животе, который бывает у школьника, идущего в школу, не выучив урок.

Именно такое чувство появляется у нас тогда, когда нам не хватает веры, любви, понимания того, что наши ближние любят нас, и что помимо этого есть еще святые, которые молятся за нас, и есть Бог, Который защищает нас. А когда Господь отворачивается от человека, он становится холодным, его душа леденеет. И вот ему уже не на кого опереться, некуда пойти. Отсюда и появляется чувство страха.

И если мы хотим, чтобы наши дети не знали страха, нам нужно научиться передавать им ощущение спокойствия, тишины и защищенности. Другой человек, находясь рядом с нами, должен иметь возможность дышать, быть самим собой, а не нервно думать про себя: «Как он отреагирует на мои слова? Как мне сказать ему об этом? А если он поймет меня неправильно? Если рассердится? Что будет?»

Такие мысли и формируют чувство страха. Наше эго вызывает у детей боязнь говорить с нами. Они замыкаются в себе и не могут сказать о том, что чувствуют на самом деле, потому что боятся сказать об этом. Ведь ребенок помнит, что однажды он уже сказал правду, но за этим последовали побои, унижения, угрозы.

Наше присутствие не должно вызывать чувство страха у других людей. Мы должны источать спокойствие. Это очень ценно – для всех.

Необходимо уважать другого человека, его личность, возможности и потенциал. Не нужно ограничивать его какими-то рамками и ставить перед ним цели, которые он обязан достичь. Наоборот, его нужно уважать – даже если речь идет, например, о еде. Бывает, что еда превращается для ребенка в сплошной стресс, потому что родители кричат: «Попробуй только не съешь это!» Но он не может есть в таком состоянии! Эта пища будет для него отравой.

Когда человеку постоянно кажется, что он должен достичь какого-то идеала (к которому его подгоняет кто-то другой), это вызывает стресс. И человек не выдерживает – он начинает волноваться, переживать и бояться. А нужно, чтобы он, наоборот, чувствовал себя комфортно, спокойно – пусть ест, сколько хочет! Почему некоторые дети с аппетитом едят в компании сверстников, а дома — наоборот? Потому, что дома их запугивают той атмосферой, которая создается вокруг.

А как было бы хорошо, если бы нам удавалось создавать вокруг себя атмосферу спокойствия! Не тревожиться самим и не вызывать чувство тревоги у других людей. Увидев спокойного человека, стараться понять его внутренний мир, а не заражать его своими страхами.

А ведь именно это ученики Христа попытались сделать на Галилейском озере — когда поднялся шторм и лодка начала тонуть, а Господь в это время спал. Лодка наполняется водой, ученики со страхом думают, что вот-вот утонут, а Господь все спит. Как же так, Господи? Какой может быть сон? Как Ты можешь спать? Лодка вот-вот пойдет ко дну! Погибаем, тонем!

Учеников охватил страх.

Конечно, они тонули не в стакане воды – все-таки Галилейское озеро большое. Но Господь чувствовал Себя в это время так же, как чувствовал Себя Младенцем на руках у Пресвятой Богородицы, когда Она держала Его, а Он спокойно спал. Ведь это озеро принадлежало Ему. И ветер принадлежал Ему. Волны? Он их создал. Он был у Себя дома. Вся земля – это Его постель, Его трон. Вот Он и спал спокойно.

Господь ничего не боялся в этом мире. Поэтому Он в одиночестве уходил на молитву в пустыню и постился там сорок дней, один поднимался на Елеонскую гору… Все это было Его домом. Он не испытывал чувства страха потому, что имел в Себе любовь. Вместо того, чтобы бояться этого мира, Он любил его – ведь Он Сам его создал.

Поэтому Он спокойно спит в лодке. Ученики же в это время в страхе вычерпывают воду, а когда понимают, что не могут больше, то будят Его. И что же они делают? Вместо того, чтобы попытаться получить у Господа часть Его спокойствия, они собираются передать Ему свой страх, свою панику. То есть делают все наоборот (как и мы). Что же они говорят Господу? «Господи, спаси нас, погибаем!» (Мф 8:25). Иными словами: «Господи, что же Ты спишь, неужели Тебе нет дела до того, что мы тонем? Проснись же наконец! Вникни в нашу проблему, начни паниковать вместе с нами! Бойся вместе с нами! Мы не можем видеть Тебя в таком спокойствии! Почему Ты не боишься?» — «Почему не боюсь? Потому что Я – Бог».

Бог бесстрастен. Он не страдает от тех проблем, которые причиняют страдания человеку. На языке Церкви «бесстрастный» – это не тот, кто ничем не интересуется, не тот, кто относится к жизни с полным безразличием (как мы иногда говорим – «Он с таким равнодушием прошел мимо меня» — придавая слову «равнодушие» негативный смысл). Вовсе нет. Просто Бог пребывает над всеми земными трудностями.

Наши проблемы вызывают у Него не смущение, не страх, а сострадание. То есть Бог любит нас, но не разделяет с нами наш страх. У Него нет этого чувства, потому что Он живет совсем в другой атмосфере – в мире, наполненном Божественной тишиной. Поэтому Христос и был спокоен – как бывает спокойным море на закате, когда мы смотрим на тихую воду под лучами заходящего солнца. Так же спокойно было и на сердце у Нашего Господа. И что же Он сделал тогда? Вместо того, чтобы начать паниковать вместе со Своими учениками, Он передал им свое спокойствие.

Господь простер над волнами руки, и направил покой, наполнявший все Его Существо, в сторону моря, ветра и учеников. И сделалась великая тишина (Мф 8:26). Тогда Господь сказал ученикам: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф 8:26) У вас нет веры. Вот в чем дело. Волны здесь не при чем. Потому что сегодня — буря, завтра – деньги, послезавтра – какая-то болезнь, потом еще что-нибудь… Всегда будут возникать проблемы. Дело не в них. Необходимо очистить свою душу от того, как воспринимаются эти проблемы. И тогда откроется секрет спокойствия. Он – в доверии к Богу.

Итак, Господь даровал ученикам Свой мир, Свою тишину, и они успокоились, как успокоились и ветер, и волны. Произошло, таким образом, двойное чудо: ведь, по законам природы, волны не могли исчезнуть так сразу, а тут море затихло в один миг. Но еще большее спокойствие поселилось в сердцах у учеников – ведь их волнение до этого было даже сильнее бури. Господь избавил их от этого смущения и тревоги. Как? Он просто простер к ним свои руки.

И вот ключ к спокойствию: нужно раскрыть объятия навстречу Богу, устремиться к Нему – и тогда произойдет эта встреча, эта передача Божественного мира, тишины и спокойствия. И все наши страхи исчезнут.

Господь никогда не испытывал страха или смущения. И никогда не волновал Своих учеников. Даже в самые трудные моменты Своей (и их) земной жизни, совсем незадолго до ужасных страданий, Распятия, Он делится с ними своим спокойствием. На Тайной Вечере Господь обращается к ученикам со словами: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22:15). Я иду на смерть, — говорит таким образом Христос, — и хочу вкусить вместе с вами пищу, чтобы мы почувствовали любовь друг друга. И хочу подарить вам Святое Причастие, чтобы передать Свою тишину. Я дарю вам спокойствие, которое никогда не сможет дать окружающий мир. Я забираю у вас чувство страха и даю вам иные чувства, иной опыт. Я даю вам Себя.

Именно Господь – наше спокойствие. Он оставил нам Себя, чтобы мы имели в себе Его мир и тишину. Он даровал нам Свою любовь и благодать, послав Духа Святого. Следовательно, в каждом из нас живут «предпосылки» для спокойствия и тишины.

Об этом говорит нам и святой Никодим Святогорец. Подумать только – Господь шел на Крест, как на праздничное торжество, веселый пир. То есть Его душа была наполнена таким оптимизмом, таким внутренним спокойствием, что в ней уже не оставалось места для паники, смущения и страха. А теперь давайте представим себя в тюрьме. Вот нам объявляют смертный приговор и говорят, что казнь – завтра. Неужели нам не будет плохо в эти последние мгновения? Неужели мы не впадем в уныние и разочарование, неужели не будем волноваться? Наша душа начнет слабеть и увядать. А душа Христа в тот момент не просто не ослабела, а наоборот – расцвела в любви еще очевиднее, чем прежде. Ведь именно в последние часы Своей земной жизни Господь произнес Свои самые прекрасные слова.

Перед смертью Он ни о чем не тревожился – как не тревожился и тогда, когда Его гнали, когда угрожали, когда книжники и фарисеи пытались поймать Его на слове, когда хотели предать смерти. Господь никогда не испытывал смущения или беспокойства, никогда не думал: «Что же со Мной будет?» Нет. Он жил настоящим моментом – здесь и сейчас.

Не думай о том, что будет. Когда это произойдет, тогда и испытаем боль. А сейчас мы живем тем моментом, который есть сейчас. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. ДНЕСЬ – сегодня. Молясь так, мы не должны волноваться о завтрашнем дне.

Если у тебя есть дети, и ты кладешь деньги на их счет в банке, если у тебя какие-то сбережения, если ты строишь дом или покупаешь квартиру – это не плохо. Но это не должно сопровождаться суетой, страхом, беспокойством. И тогда все будет хорошо. Делай то, что ты делаешь, но по-другому. Замени кое-какие детальки в своей душе, начни добиваться цели по-другому, осознай по-другому то, что ты делаешь. Начни относиться к этому по-другому.

Бог не хочет, чтобы мы меняли ритм своей жизни. Он не хочет, чтобы мы меняли свое дело, свою работу. Бог хочет, чтобы мы изменили отношение к своей жизни. Чтобы мы посмотрели на нее так, как ее видит Он. Но для того, чтобы увидеть свою жизнь и окружающий мир глазами Бога, нужно посмотреть на себя со стороны.

Один молодой человек как-то сказал мне:

— Иногда, делая что-то, я начинаю смотреть на себя со стороны. Как будто я – это другой человек, который наблюдает за моей жизнью. Или как будто я снимаю себя на видеокамеру, а потом смотрю на свою жизнь глазами зрителя. И знаете, что мне кажется? Мне кажется, что я сумасшедший. Я смотрю на то, как бегаю туда-сюда, как беспокоюсь, напрягаюсь, как бешено колотится мое сердце. Мне становится страшно, и я спрашиваю себя: «Со мной все хорошо? Почему я живу так?»

— В какой-то степени это помогает тебе прийти в себя, но само по себе не является исцелением. Успокойся! Иди медленнее, веди себя тише, говори спокойнее и не передавай свое волнение тому, с кем разговариваешь.

Церковь говорит нам смотреть на свою жизнь глазами Христа. Иметь ум Христов – значит наблюдать и осмыслять окружающий мир не бездуховно, а с помощью Божественного Духа, и воспринимать свою жизнь таким образом. Смотреть на все так, как устроил Господь. Представим себе, что мы живем во времена Христа. У нас много дел, мы носимся по Назарету, по всей Галилее – по земле, где ходит Господь. Мы пока не верим в Него — мы просто знаем, что Он здесь. И вот, в такой спешке, суете мы в один прекрасный день наталкиваемся на Него и на Его учеников. И, посмотрев Ему в глаза, мы вдруг понимаем, что никогда еще не видели подобного взгляда. Почему? Потому что в них – спокойствие вод Галилейского озера, или даже бездонного океана.

Это такое спокойствие, такая тишина, которые могут существовать только в горнем мире. И когда мы смотрим в эти глаза, все наши проблемы отступают. Мы хотим сказать Ему о них, но оказывается, что и говорить не о чем. Потому что благодаря одному лишь взгляду в глаза Христа все вокруг замирает, и мы успокаиваемся.

Я думаю, что если мы во время молитвы призовем Христа и почувствуем Его в своем сердце, то автоматически окажется, что все наши страхи – это одна большая ложь, обман, ничто. Что ты хочешь сказать Мне? — спросит Бог. — Ты боишься? Чего? Что за проблемы мучают тебя? Посмотри на Меня, Бога! Выйди хоть ненадолго из атмосферы земного притяжения и посмотри на свою жизнь в Моем направлении. А после этого вновь погляди на землю – и ты увидишь, что после этого ты совсем по-другому воспринимаешь все вокруг: свою жизнь, болезни, деньги, еду, детей – на все это ты теперь смотришь совершенно другими глазами.

Читайте также  Современные пломбировочные материалы

Стресс и болезни. Как волнение и тревога влияют на наш организм?

Организм людей, которые постоянно подвергаются воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии. Вопрос внутренней гармонии переходит в разряд жизненно важных, особенно сегодня, когда пугающие новости поступают регулярно и в большом количестве.

Как именно влияет стресс на наше тело? По каким органам и системам бьет в первую очередь? Почему нельзя оставлять эти проблемы без внимания? На самые волнующие вопросы отвечает психотерапевт Елена Тарасевич.

Важно, как долго человек испытывает стресс

— Стресс стал частью нашей жизни, он «подстерегает» в самых разных ситуациях. И, кстати, это не всегда плохо.

Состояние стресса побуждает нас справляться с тяжелой работой и находить выход из экстремальных ситуаций. Также захватывающие события и яркие эмоции нередко сопровождаются стрессом. Однако важно не упустить момент, когда стрессовая нагрузка становится чрезмерной и превращается в серьезную угрозу для здоровья.

В зависимости от длительности воздействия выделяют кратковременный и хронический стресс. Если из первого в некоторых случаях даже возможно извлечь для себя пользу, так как увеличивается количество энергии, возрастает физическая сила и концентрация, человек становится азартным и активным, то длительные и регулярные воздействия стрессовых факторов человек переносит гораздо хуже.

Так, при работе в сложном коллективе с «токсичным» боссом или постоянной угрозе конфликта с близким человеком стресс переходит в хроническую форму — организм пребывает в постоянном напряжении, его сердечно-сосудистая, нервная и другие системы испытывают повышенную нагрузку.

Состояние стресса делится на 3 этапа

  • Стадия мобилизации: происходит всплеск энергии, сердце начинает биться чаще, дыхание становится поверхностным, артериальное давление повышается, усиленно выделяется адреналин и другой «гормон стресса» — кортизол. Это в некотором смысле «первобытная» реакция, которая готовит организм к выполнению команды «бей или беги».

  • Стадия сопротивления: первый шок проходит, выработка гормонов несколько снижается (но все еще выше нормы), однако организм продолжает пребывать в состоянии повышенной готовности.
  • Стадия истощения: если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Полезный и вредный стресс

Мы привыкли использовать слово «стресс» для описания исключительно негативных ситуаций. На самом же деле, как я уже говорила, влияние стресса на организм человека наблюдается не только при проблемах и неприятностях, но и во время позитивных событий. Для удобства различения этих состояний были введены понятия эустресса и дистресса.

Эустресс — это «положительный» стресс, который:

  • всегда краткосрочен;
  • мотивирует и повышает работоспособность;
  • относительно легко переносится как физически, так и психологически;
  • завершается расслаблением и положительными эмоциями.

Примеры эустресса: рождение ребенка, день свадьбы или продвижение по карьерной лестнице, поступление в университет и другое.

Дистресс деструктивен, и особенности у него совсем другие:

  • как хроническая, так и острая форма течения;
  • подавленность, снижение производительности труда;
  • утрата способности к адаптации к окружающему миру;
  • физиологическое недомогание на фоне негативных эмоций;
  • развитие соматических и психических заболеваний.

Причины дистресса: тяжелая болезнь близкого человека, длительные конфликтные ситуации, безработица, проблемы со сном и так далее.

К каким заболеваниям может привести стресс?

Стресс бывает 3 видов и каждый из них оказывает различное влияние на самочувствие человека:

  • психологический или эмоциональный – возникает из-за сильных положительных или отрицательных эмоций;
  • физиологический, связанный с воздействием таких внешних факторов, как жажда, голод, боль, жара;
  • кратковременный, выражающийся в кратковременной естественной реакции на внешнее раздражение; хронический, из которого невозможно выйти без дополнительных усилий.

Признаки состояния стресса у различных людей имеют много общего, это:

  • вегетососудистые симптомы: головная боль, дрожь, потливость, холодные конечности, утомляемость;
  • тахикардия и боли в груди;
  • напряжение мышц, бруксизм;
  • расстройства ЖКТ: колики, диарея, запор, тошнота;
  • нарушения пищевого поведения, приводящие к прибавке или потере веса;
  • простудные и инфекционные заболевания, возникающие в связи со снижением иммунитета;
  • эмоциональные проблемы — чувство подавленности, тревоги, замкнутость, невозможность расслабиться, пессимизм, снижение либидо;
  • когнитивные нарушения — забывчивость, низкая концентрация внимания;
  • проблемы со сном.

Первое время эти симптомы могут появляться изолированно. Однако длительное состояние стресса легко может усугубить многие проблемы со здоровьем или стать причиной развития новых, среди которых:

  • гипертоническая болезнь, аритмия, инфаркт миокарда (в особой группе риска находятся люди с уже имеющимися перечисленными заболеваниями, поскольку стресс, как показывают исследования, значительно ухудшает их течение);
  • приобретенный иммунодефицит — повышенная активность гормонов стресса, которые выделяются корой надпочечников, угнетает работу клеток иммунной системы;
  • синдром раздраженного кишечника, язвенный колит, гастрит;
  • псориаз, акне, алопеция (выпадение волос);
  • метаболический синдром — длительный гормональный дисбаланс может достигать таких масштабов, что вес невозможно самостоятельно контролировать даже с помощью диет;
  • депрессии, неврозы, когнитивные и поведенческие нарушения — гормоны активности подавляют стволовые клетки в гиппокампе, происходит нарушение связей между нейронами, а также процесса образования новых нервных клеток и работы нервных цепей;
  • алкогольная и наркотическая зависимость. Существует связь между состоянием постоянного стресса и злоупотреблением психоактивными веществами.

Как выйти из этого состояния?

— Многие люди, которые испытывают длительный стресс, даже не пытаются изменить привычки и устранить факторы, усугубляющие ситуацию. Это большая ошибка, ведь нормализация образа жизни — важнейший шаг в борьбе с любым недугом. Выполняйте хотя бы эти простые правила:

  1. Высыпайтесь. Исследования доказали тесную связь хронического стресса с недостатком сна. Необходимо приучать себя ложиться спать и просыпаться примерно в одно время. Стараться спать ночью не менее 7-8 часов.
  2. Перед сном воздержитесь от просмотра телевизора, использования телефона, планшета и других источников «синего света», который угнетает выработку мелатонина — «гормона сна».

Бывают ситуации, когда человек пытается нормализовать свою жизнь, но не получается: завал на работе только увеличивается, времени ни на что нет и даже уснуть вовремя из-за тревожных мыслей не удается. В этом случае альтернативным решением может стать медикаментозная поддержка. Обращайтесь к специалистам, которые подберут вам оптимальную программу лечения, и уже скоро вы сможете вернуться к полноценной жизни без стресса.

Спокойствие, только спокойствие. или Что такое «паническая атака»

Что это за расстройство

Паническая атака входит в раздел психических расстройств международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Тревожность является главным проявлением, она не ограничивается конкретной (внешней) ситуацией и/или обстоятельствами. При этом расстройстве могут присутствовать одновременно и депрессивные, и навязчивые симптомы, даже элементы фобической тревожности, но при условии, что они вторичные и менее тяжелые.

Среди всех тревожных расстройств различают:

  • Агорафобию
  • Социальные фобии
  • Специфические (или изолированные) фобии
  • Паническое расстройство (как эпизодическая пароксизмальная тревожность)
  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

Существуют следующие разновидности панических атак:

*Паническое расстройство (как эпизодическая пароксизмальная тревога)
*Паническое расстройство с агорафобией

Данное заболевание не используется врачом в качестве основного диагноза, если у пациента были признаки депрессии в начале возникновения тревоги, потому что появляющиеся внезапно страх и тревога являются вторичными по отношению к депрессии.
Так же различают панический приступ и паническое состояние: «приступ» по длительности короче «состояния». Оба они сопровождаются и психическими, и соматическими проявлениями.

Симптомы, которые часто встречаются в практике врача

Основным признаком являются повторные приступы тяжелой тревоги, обычно длящиеся несколько минут.
Так же, как и при других тревожных расстройствах, основная симптоматика включает внезапное появление соматических явлений в виде:

  • ощущения собственного сердцебиения («слышу/чувствую, как сильно стучит мое сердце»);
  • боли и неприятные ощущения за грудиной («жжет в груди»);
  • ощущение удушья («не могу дышать», «не хватает воздуха»);
  • тошноту;
  • чувство нереальности (деперсонализация или дереализация — обычно описываются моими пациентами как ощущение, «будто весь мир за стеклом», «будто я слушаю все, сидя в бутылке из стекла», «будто никого, кроме меня, нет вокруг», «все происходящее вокруг меня вижу и слышу сквозь толщу воды»);
  • кроме того, у человека присутствует страх умереть, потерять контроль над собой или же сойти с ума.

Почему они возникают?

Приступ паники — это нормальная физиологическая реакция на возникающий сильнейший бессознательный страх смерти. Что происходит в таких случаях в теле? Надпочечниками в кровь при испуге или страхе выделяется адреналин, который дает приказ мгновенно мобилизоваться всем органам и системам организма: мышцы сокращаются, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, учащается дыхание. Тело человека готово убегать от опасности, чтобы выжить.

В современном мире реальные ситуации опасности для жизни исчерпали себя давным-давно, а физиологическая реакция на экстренную ситуацию эволюционно осталась!

Лечить или «забить»?

Природой была заложена способность трансформации эмоции страха за себя в чувство любви к другим. Если вы хотите избавиться от панического расстройства самостоятельно в кроткие сроки, то необходимо научиться переключать страх за себя в сочувствие к другому. Например, вспомнить о человеке, которому очень нужна помощь, — это может быть инвалид, неспособный обслуживать себя, или друг, который вчера получил перелом нижней конечности в трех местах.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана в течение нескольких занятий по зрительному вектору подробно разбирается, как собственными усилиями навсегда преодолеть паническую атаку. Вы сможете подробно проработать причины возникновения приступов. Понятно, что от паники никто не умирал, но постоянное психическое и физическое напряжение заметно «съедает» время, выделенное нам природой для счастья и радости.

Осознание природы вашего страха позволит вам не только изменить свое внутреннее состояние, но и улучшить качество жизни.

Клинические наблюдения

В практике встречаются чаще анально-кожно-зрительные пациенты, реже — со звуковым вектором (в таком случае сочетаются тревожные и депрессивные состояния, причем депрессия является ведущим симптомом). Их жалобы, как вы догадались, смешанные. При опоре на какой-то один нижний вектор преобладают симптомы стресса именно в нем.
Паническая атака как она есть возникает у людей, имеющих кожно-зрительную связку векторов.

Поэтому в стрессовых ситуациях у такого человека нередко страдают еще и кожные покровы: появляются зуд, шелушение, разного рода высыпания, красные пятна, а также кожные сенестопатии («какие-то покалывания», «бегают мурашки», онемение на разных участках тела). Такие пациенты часто жалуются на то, что внезапно начинает зудеть кожа, немеет рука или нога, возникают «покалывания по всему телу», что проявляется приступообразно, в том числе ночью, когда им приходится просыпаться от такого состояния. От дерматологов и неврологов стрессующий «кожник» попадает к психологу или психотерапевту.

Если у такого человека есть еще и анальный вектор, то он может реагировать на стресс спазмом гладкой мускулатуры в желудочно-кишечном тракте, сосудах. Проявляется это нарушениями стула, признаками гастрита/дуоденита/колита, изжогой, отрыжкой, нарушениями сердцебиения, повышением или понижением артериального давления, болями в области сердца. Человек с анальным вектором на приеме у психотерапевта проговаривает следующие жалобы: «сильное жжение в груди», «болит грудная клетка», «чувствую, как сердце стучит», «горит желудок». Они завсегдатаи терапевтов, гастроэнтерологов, проктологов, кардиологов.

Звуковой вектор в плохом состоянии добавляет сложностей в течении панических атак. Дело в том, что при депрессии у звуко-зрительного человека, помимо панических атак, может возникать ощущение деперсонализации-дереализации. То есть мы видим, что за каждый симптом депрессивно-тревожного расстройства отвечает свой вектор, но звуковой — доминантный, он задает тон всей психике.

Мой опыт избавления от панических атак

«Косматая старуха с холодным блеском в глазах, выражающих злорадство, наклонилась надо мной, злобно усмехаясь… Руками она крепко обхватила мою шею, сжимая до появления хрипа и мольбы в моих глазах прекратить эту пытку. Она коленями упиралась в грудную клетку, вытравливая воздух из легких, придавливая своим внешне невесомым телом… Меня охватывало ощущение паники: я не могла ни вздохнуть, ни выдохнуть. Мои руки и ноги меня не слушали. Я не могла управлять даже собственными мыслями… Ощущение, что я в безвыходной ситуации. Пытка, кажущаяся вечной…

И тут я понимаю, что сплю. Эврика! Мне надо проснуться! Но руки и ноги не слушаются… Я пытаюсь открыть веки — безрезультатно. Все звуки и ощущения внешнего мира я почти не слышу, не чувствую. Все мое внимание — на своих ощущениях безвыходности, жертвенности, желания, чтобы меня спасли от животного страха, наполнившего меня внутри…»

Так я проживала каждую свою паническую атаку до тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Десять лет до этого я долгими ночами мучилась от подобных состояний, которые называла «кошмарами». Осознание тяжести своего состояния пришло во время тренинга. Я узнала о том, что есть так называемый зрительный вектор — яркий, эмоциональный, сострадающий, жертвенный, жертвующий, демонстративный, капризный, истеричный, плаксивый, тревожный, грустный, тоскливый.

Что делать во время приступа паники?

Традиционно психиатры и психотерапевты предлагают следующие способы преодоления таких состояний:

  1. применять дыхательные упражнения по типу диафрагмального дыхания (глубокий вдох-длинный выдох);
  2. переключать внимание со своих внутренних ощущений на внешний мир: обратить внимание, в каком пространстве ты находишься, какие запахи тебя окружают, какого цвета занавески в данном месте, где застигла паническая атака; ощутить тело через прикосновения и осязание ногами пола (или другой поверхности);
  3. применять нервно-мышечную релаксацию по Джекобсону;
  4. применять формулы аутотренинга (например: «Я в безопасности. Мой мир заботится обо мне»).
    Все это может помочь справиться с самим приступом, но это дает лишь временный неустойчивый эффект. Решать проблему нужно кардинально: понимать, что и как запускает паническую атаку.

В этом помогает психоанализ на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Тысячи людей, прошедших его, делятся своими результатами. Вот несколько из них:

«Живу без панических атак, которые сводили меня с ума 15 лет!»

«…Уже 9 месяцев я живу нормальной, качественной жизнью без панических атак, которые сводили меня сума 15. лет!! И самое главное, что я знаю, что это больше никогда не сможет повториться, потому что я уже знаю, откуда это все берется и почему. Всего лишь! Знания своего психического дают огромную силу. Чтобы суметь контролировать свои состояния, человек должен знать себя! Мы себя не знаем…»

«Прощайте панические атаки»

«…постепенно я научилась справляться с внезапными паническими атаками — чувством острого страха за свою жизнь, когда тебя неизвестно от чего резко бросает из жара в холодный пот и потом долго трясет крупной дрожью, в глазах темнеет, а рука сама тянется к телефону, чтобы набрать «03» — помогите, умираю! Сейчас просто смешно об этом вспоминать. »

«Панические атаки ушли и это стойкий результат»

«…Уже на тренинге 1 уровня внезапно вспомнила, что давно не было страшно и не посещали панические атаки, давно не ощущала внезапного панического страха смерти».

Автор Альфия Смакова врач-психиатр
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Анна Бобень

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Медицина

15 Июн, 2019 Комментариев: 0 Просмотров: 1284
Теги: Случай из практики медицина

Спокойствие, только спокойствие

Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения – сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить?

Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения — сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить? Принять решение нам поможет психолог Светлана Забегайлова.

Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское «горе» от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно «давит из себя слезу», добиваясь от вас желаемого. Если ребенку удалось добиться своего с помощью какого-то неприглядного поведения, он будет совершенствоваться в нем, прибегая к этому способу все чаще и чаще. Самое главное оружие борьбы с таким капризом — это спокойствие и терпение. На все действия ребенка нужно реагировать с пониманием и во время капризов не делать никаких уступок. А когда ребенок утихнет и успокоится, постарайтесь не ругать и не стыдить малыша — просто выразите надежду, что он больше никогда не повторит своего поведения, и заверьте его, что выбранный им способ манипуляции непродуктивен.

Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять. Эмоции ребенка младшего школьного возраста подобны погоде: если она вам не нравится, надо подождать, и она изменится. То же самое и с малышом. Сейчас развалившаяся башня из кубиков выбила малыша из равновесия, и он безутешно рыдает по этому поводу, а через минуту это событие покажется ему делом вчерашнего дня, и он с любопытством переключится на пробегающую мимо кошку. Обычный день ребенка переполнен множеством трудных задач, он познает, приобретает новые умения, пытается сделать что-то самостоятельно и при этом в течение всего дня слушает указания, оценки и нравоучения взрослых. Малыш испытывает огромное количество эмоций, которые быстро сменяют друг друга. Эти эмоции связаны с новыми открытиями, с маленькими победами и очень часто с неудачами и трудностями на пути познания мира. Малышу еще не хватает речевых навыков, чтобы ясно выразить свои потребности, чувства и желания. Когда всего этого накопится слишком много, ваш ребенок может начать хныкать, плакать и кричать. Посмотрим, как реагировать на перепады настроения в этом случае и что поможет нам привести малыша в былое равновесие.

Методы борьбы

Не раздражайтесь. Некоторые родители крайне плохо переносят детский плач. Тем не менее, вы обязаны взять себя в руки и поддержать ребенка. Неадекватные реакции и ожидания родителей лишь усиливают напряженность и усугубляют детские капризы. Родительский гнев и крики только испугают ребенка, и он еще больше заведется. Постарайтесь сохранять спокойствие.

Крохе нужно помочь научиться легко и комфортно открывать для себя мир. Не поддавайтесь его перепадам настроения, будьте для малыша источником самообладания, доброжелательности и спокойствия. В конце концов, как можно успокоиться малышу, испытывающему, в силу своего возраста, явный недостаток внутреннего контроля, если окружающие его взрослые также не в состоянии сдерживать свои эмоции и то и дело теряют над собой контроль? А вот побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь — это очень важно для ребенка. Следите за тоном своего голоса. Если вы не умеете владеть собой и повышаете голос, дети будут делать то же самое.

Доброжелательно воспринимайте детские переживания. Во время переживания ребенок находится в возбужденном состоянии и не может с ним справиться. Эта внутренняя сила может его напугать, и поэтому рядом ему нужен нежный и спокойный взрослый, который поможет направить энергию в нужное русло, успокоит, поддержит и возьмет на себя избыток чувств. Попытки призвать ребенка к разуму или крики ни к чему не приведут, так как малыш слишком возбужден. Не стоит долго ждать, если ребенок не может успокоиться самостоятельно, придите к нему на помощь, например, скажите: «Я понимаю, что ты устал и тебе грустно. Посиди, подумай, чем я могу тебе помочь, а когда ты успокоишься, мы поговорим». Вы покажете малышу, что принимаете его чувства и сопереживаете ему.

Побудьте рядом с малышом, возьмите его на руки. Малышу нужна поддержка. Посадите его на колени и помогите ему успокоиться. Если ребенок просто ищет вашего тепла, не реагируйте зло и нетерпимо, иначе он будет все больше и больше хандрить. Например, вы можете нежно гладить его по спине, медленно покачивать, повторяя: “Мой хороший, поплачь немного, пусть из тебя выйдет вся грусть и злость, а я побуду рядом ”. Часто ребенку этого уже достаточно. А в будущем не забывайте оделять ему больше внимания — тогда исчезнет потребность добиваться его плачем. Все реже родители пользуются прекрасным доверительным жестом: когда малыш грустит, плачет или пытается вам что-то сказать, можно крепко взять его ручку в свою руку. Этот жест говорит об участии, полном нашем внимании и СОЧУВСТВИИ. Мы все время торопимся, разговаривая с детьми, вам недосуг отложить параллельные дела. Но наши нуждаются в любви; получая отклик, они сами учатся проявлять любовь и сочувствие и растут отзывчивыми, жизнерадостными, а не эмоционально зажатыми.

Постарайтесь отвлечь ребенка. Вместо того чтобы впадать в панику или стараться урезонить малыша, который впал в истерику, постарайтесь переключить его внимание. Иной раз такой двигательной активности, как танцы или игра в мячик, может быть достаточно, чтобы успокоить ребенка. Маленькое чадо будет заинтриговано, если вы спокойно сядете на пол, достанете его игрушки и начнете увлеченно играть, время от времени приглашая его присоединиться. Но маленькие детишки, еще плохо понимающие речь, часто совсем перестают себя контролировать. Поэтому могут оказаться полезными простые, но эффективные приемы: можно, завернув малыша в одеяльце, выйти с ним на балкон или поднести его к открытому окну, чтобы кроха мог глотнуть свежего воздуха. Некоторым детям помогает контрастное или прохладное умывание лица и шеи, другим — теплый душ. Когда ребенок успокоится, приласкайте его и посидите с ним столько, сколько ему потребуется, не стыдя и не отчитывая при этом. Если ваш малыш трет глазки или сосет пальчик, возможно, пришло время поесть или поспать.

Не заставляйте ребенка подавлять печаль. Самообладание, самоконтроль, внутреннее спокойствие и умиротворение — как замечательно было бы, если бы все дети были похожими на маленьких буддийских монахов, но это невозможно. Злясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар. Зная, что внутри ребенка бушуют разные внутренние конфликты, вам будет легче понять, почему в возрасте от двух до четырех лет дети очень возбудимы и обидчивы. Разрядка просто необходима неокрепшей детской психике так ребенок освобождается от негативной энергии, которая накапливается в процессе детской деятельности, иначе справляться с ней малыш пока не умеет. Если ребенок постоянно проявляет характер, помните что в отличие от взрослых детям труднее подбирать слова для выражения своих ЧУВСТВ (тем более, если они только начинают разговаривать); дети проявляют свои внутренние проблемы своим поведением — им легче показать, чем рассказать. Слишком часто, когда мы требуем от детей скрывать истинные чувства, мы делаем это для того, чтобы успокоить себя, поскольку крики и слезы детей часто действуют нам на нервы. Тем не менее, опасно подавлять эмоции, печаль и переживания. Наши собственные родители не знали, как отвечать на наши эмоции, и чувствовали себя неловко в подобных ситуациях. Поэтому, повзрослев, и мы научились не выражать своих чувств, подавлять их в себе; так мы поступаем и с нашими детьми.

Покажите, что вам небезразличны его переживания, и дайте ему понять, что все люди иногда грустят и плачут. Иногда ребенку важно получить ваше сочувствие и понять, что отрицательные эмоции возможны и их не нужно стыдиться. Нельзя считать детские слезы признаком душевной слабости. Да, сильный человек не ропщет, не жалуется, не прибедняется ради сочувствия, но он принимает свои чувства, если они есть, и только так он может с ними справиться и снова встать, расправив плечи. И он должен быть уверен, что его чувства нормальны, они возможны, но если долго горевать, делу не поможешь. Однако это убеждение не слабого человека, а сильного, уверенного в себе и любящего себя. А может ли полюбить себя ребенок, когда его чувства отвергаются, когда самые близкие люди дают понять: нам нет дела до твоих переживаний, вставай, хватит плакать по пустякам. Переживания не проходят просто оттого, что вы пытаетесь их приуменьшить или считаете проблему незначительной.

Позволяйте плакать не более 10 минут. Не позволяйте ребенку испытывать сильных эмоциональных переживаний более 10 минут! Выслушайте его, помогите справиться с эмоциями и постарайтесь переключиться на другие занятия. Проявляя сочувствие фразами вроде «Тебе грустно, поплачь, мой дорогой!», не стоит, однако, ими злоупотреблять — эти слова полезны как сопереживание, но не всегда помогают малышу выйти из состояния грусти. Чем больше вы даете ребенку переживать, тем дольше вам придется его утешать. Для рыданий и гневных криков малышу необходимо немного времени, дайте ему это время. Но затем посмотрите крохе в глаза, войдите с ним в контакт с помощью взгляда. Воспользуйтесь спадом напряжения, чтобы сказать: «Теперь все прошло. Пошли, поиграем на улице». Ребенок почувствует, что вы его поняли, а значит, можно заняться чем-то другим

Любите малыша с его радостью и с его печалью. Мы очень любим, когда наши дети смеются и поют, и так же не любим слушать, как они плачут и кричат. Но ребенок имеет право быть грустным, недовольным, сердитым, в плохом настроении. Ему необходимо знать, что вы принимаете как его смех, так и слезы, что выражение самых сильных эмоций ребенка не сможет разрушить вашу любовь к нему. Дети, совсем как мы, иногда встают не с той ноги; как и мы в конце дня, после яслей или школы чувствуют себя вымотанными. Не только взрослые испытывают усталость.

К тому же бывает, что повышенная чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Здесь не помогут уговоры, упреки и наказания. Любые насильственные меры лишь усугубят проблему, увеличив напряженность и волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему- ребенка и подорвут уверенность в себе. Наши малыши растут и становятся независимыми. При этом для их благополучия очень важно наше одобрение, но их желание следовать собственным порывам часто оказывается сильнее. Если мы признаем важность их собственных взглядов, допускаем, что у них может быть личное мнение по какому-то поводу и собственный взгляд на какие-то вещи, значит, мы воспитываем своих детей, проявляя к ним уважительное отношение, и это лучший способ вызвать у них ответные чувства.

Радуйтесь! Ребенок хотел получить эту игрушку, остаться на качелях, съесть пирожок, а вы сказали ему «нет». Он недоволен, зол и проявляет свои эмоции. Поставьте себя на его место. Есть из-за чего расстраиваться! Не волнуйтесь, если ребенок то смеется, то плачет, то злится, то ласкается: быстрые смены настроения — это очень хороший знак, ребенок развивается. Был бы повод для беспокойства, если бы малыш никогда не плакал, не кричал и не злился. Это в порядке вещей, что он переживает определенные эмоции, — это жизнь! Просто старайтесь корректировать поведение малыша, если он что-то хочет, учите его не выражать свои желания бурно и несдержанно, объясняйте, что некрасиво проявлять свои чувства принародно, напоказ, и тем более не поощряйте истерики. Не торопитесь удовлетворять просьбы ребенка, высказанные капризным тоном. Попробуйте объяснить ему, что он гораздо быстрее и легче добился бы своего, если бы говорил спокойно. Твердо придерживайтесь правила: пока малыш ноет, все его требования игнорируются; лишь только он перестает капризничать — просьбы удовлетворяются. Отмечайте более эффективные способы просить: «С помощью стонов тебе никогда ничего не добиться. Лучше успокоиться и сказать так. «.

Старайтесь найти причину его переживаний и помогите с ними справиться. Гневные истерики и крики ребенка надо воспринимать терпимо; более того, важно быть проницательными и стараться понять причину детских слез. Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути движения к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. К сожалению, в этом возрасте они не могут по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Но это не единственная причина. Наиболее часто причиной нытья является какая-то реальная потребность или проблема, которую мы долго не замечаем. Это потребность во внимании или сочувствии, плач от одиночества, когда родители много работают и редко находят время для игры с малышом. Это могут быть обычные детские страхи: боязнь темноты, громких звуков, собак, ведьм, врачей или воды. И если никто не поможет ребенку справиться с его горем, откажется выслушать его, то плач и крики станут устойчивой формой защиты от страхов и тревог.

Сила спокойствия. Спокойствие – это ключ.

Спокойствие – это ключ. Райан Холидей
Электронная книга t.me/kudaidem/1446

Величайшие мыслители в истории че­ло­ве­че­ства высоко ценили черту, которую ме­диастра­тег Райан Холидей называет спо­кой­стви­ем.

Это чувство бес­страст­ной невоз­му­ти­мо­сти позволяет нам со­сре­до­то­чить­ся именно на том, что имеет значение в каждый момент времени. Автор рас­ска­зы­ва­ет, как достичь спокойствия разума, духа и тела; он обращается к учениям разных эпох и приводит примеры из жизни знаменитых людей. В этом увле­ка­тель­ном ис­сле­до­ва­нии, охва­ты­ва­ю­щем несколько тысячелетий истории мысли, Холидей размышляет о том, что можно почерпнуть у великих, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, радостью и духовностью.

  • Спокойствие пре­воз­но­си­лось многими фи­ло­соф­ски­ми школами прошлого.
  • Первый шаг к спокойствию – успокоить разум.
  • Не оставляйте без внимания состояние своей души.
  • Под­дер­жи­вай­те в форме свое тело.

Спокойствие пре­воз­но­си­лось многими фи­ло­соф­ски­ми школами прошлого.

Буддисты говорили о невоз­му­ти­мо­сти (upekkha). Греческие фи­ло­со­фы-сто­и­ки – о бесстрастии (apatheia). Мусульмане – о смирении (aslama). В эпосе Бха­га­вад-ги­та это понятие фигурирует как са­мо­об­ла­да­ние (samatvam). А в русском языке самое близкое слово – “спокойствие”.

Спокойствие – это способность сохранять урав­но­ве­шен­ность, несмотря на жизненные потрясения. Если вам удастся куль­ти­ви­ро­вать в себе непо­ко­ле­би­мое внутреннее спокойствие, вы сможете полностью со­сре­до­то­чить­ся на своих занятиях, не позволяя вниманию рас­се­и­вать­ся. (Если это происходит, то один участок внимания занят тем, что раз­дра­жа­ет­ся из-за уличного шума, другой – осмысливает финансовые проблемы и так далее.) Спокойствие – эта та сила, которая помогает хорошему спортсмену совершить точное движение. Это источник вдохновения, неожиданных озарений и ясного осознания, позволяющих ценить мгновения, из которых состоит жизнь.

Спокойствие – это не какое-то эзо­те­ри­че­ское состояние, которое доступно лишь немногим избранным. Любому человеку – и вам в том числе – знакомо ощущение полного спокойствия; оно дано всем. Достижение этого состояния – непростая задача, особенно в ги­пер­свя­зан­ном современном мире. Но если вы обладаете правильным со­от­но­ше­ни­ем знания и са­мо­дис­ци­пли­ны, вы этого добьетесь. Чтобы начать, обратитесь к трем сферам че­ло­ве­че­ско­го бытия: разуму, духу и телу.

Первый шаг к спокойствию – успокоить разум.

Чтобы действовать оптимальным образом, нельзя сразу же реагировать на возникающие проблемы. О них нужно напряженно размышлять, рас­смат­ри­вая их с разных сторон, и терпеливо искать лучшее решение. Именно так поступил президент Джон Кеннеди, когда в 1962 году ЦРУ обнаружило, что Советский Союз строит на Кубе ракетные базы. Советники Кеннеди считали, что США должны от­ре­а­ги­ро­вать как можно быстрее – нанести удар по этим объектам и затем вторгнуться на Кубу.

Кеннеди отказался от этого плана. Он настаивал на том, что и ему, и его советникам требуется время, чтобы изучить ситуацию. Он хотел понять точку зрения Советского Союза, выяснить, почему его ру­ко­во­ди­те­ли решились на такой чреватый опасными по­след­стви­я­ми шаг. Президент пришел к выводу, что Никита Хрущев рассчитывал на его, Кеннеди, бес­ха­рак­тер­ность и поэтому выбрал такую стратегию. Морская блокада Кубы, по мнению Кеннеди, про­де­мон­стри­ро­ва­ла бы силу и в то же время дала бы Хрущеву время для пе­ре­осмыс­ле­ния своих действий. Одиннадцать дней спустя Хрущев согласился убрать ракеты с Кубы. В ответ США сняли блокаду острова.

Чтобы ваш разум стал вашим союзником в обретении спокойствия, вос­пи­ты­вай­те в себе такие привычки:

  • Не от­клю­чай­тесь от настоящего. Стремитесь к тому, чтобы мысленно находиться в текущем моменте. Нет ничего проще, чем отключиться от дей­стви­тель­но­сти, беспокоясь о будущем или возвращаясь к проблемам прошлого. Когда это происходит, вы перестаете следить за про­ис­хо­дя­щим – а ведь жизнь раз­во­ра­чи­ва­ет­ся “здесь и сейчас”. Оставаться в текущем моменте не так-то просто: на это требуются усилия. Ограничьте свой доступ к СМИ, социальным сетям и бес­ко­неч­но­му количеству других отвлекающих факторов. Ищите любую возможность побыть в тишине.
  • Отводите себе время на обдумывание. Не стоит реагировать на первое впечатление и поддаваться ин­стинк­тив­ным импульсам. Давайте себе время на то, чтобы увидеть скрытые детали каждой ситуации. Буддисты сравнивают мир с мутной водой. Они учат, что нужно подождать, пока грязь осядет, – и тогда сквозь прозрачную воду можно будет все разглядеть. Хорошее средство – вести дневник: он “замедляет” течение мыслей, позволяет изучать самого себя и проблемы, с которыми приходится стал­ки­вать­ся.
  • Не пропускайте момент, когда нужно освободить мозг. Осмысление проблем, безусловно, важно, но слишком пристально что-то обдумывать или постоянно мучиться тем, чтó и когда нужно сделать, тоже опасно. Чтобы действовать, осво­бо­ди­тесь от назойливых мыслей, перестаньте бес­по­ко­ить­ся о результатах и скон­цен­три­руй­тесь на настоящем.
  • Непрерывно учитесь. Пред­ста­ви­те­ли всех философских школ говорили о важности знаний и про­ник­но­ве­ния в суть вещей. Делайте выводы из своего опыта, с помощью книг при­об­щай­тесь к накопленной че­ло­ве­че­ством мудрости, ищите для себя наставников и учителей.
  • Куль­ти­ви­руй­те уверенность, а не эго. В уверенности заключена сила. Она рождается из бес­при­страст­ной оценки своих воз­мож­но­стей и знаний. Уверенность избавит от страха и сомнений.

Не оставляйте без внимания состояние своей души.

Сводить духовную жизнь только к религиозной вере было бы неправильно. Нере­ли­ги­оз­ные люди тоже должны внимательно относиться к своему внутреннему

Под дес­по­ти­че­ской опекой своего отца аме­ри­кан­ский гольфист Тайгер Вудс смог подняться до уровня, со­от­вет­ству­ю­ще­го всем физическим и ин­тел­лек­ту­аль­ным требованиям своего вида спорта, – в ущерб своей душе. В первое десятилетие его про­фес­си­о­наль­ной карьеры победы следовали одна за другой: Вудс дей­стви­тель­но достиг спокойствия и невоз­му­ти­мо­сти, необходимых для игры в гольф. Но за пределами поля спортсмен был оли­це­тво­ре­ни­ем смятения и неудо­вле­тво­рен­ных желаний; его жизнь стала достоянием бульварной прессы.

Развивайте в себе такие привычки:

  • Создайте личный моральный кодекс и четко сфор­му­ли­руй­те свои ценности. Когда компасом вам служат собственные ценности, вы действуете уверенно. Если у вас нет такого личного морального кодекса, искушения и желания могут разрушить вашу духовную жизнь.
  • Заботьтесь овнутреннем ребенке. У многих взрослых сохранилось чувство боли, вызванной пси­хо­ло­ги­че­ской травмой, пе­ре­не­сен­ной в детстве. Подумайте об этих страданиях и попытайтесь утешить того испуганного ребенка, который по-прежнему живет в вашей психике. Посмотрите на прошлые события глазами взрослого человека и по­ста­рай­тесь избавиться от страха и чувства неза­щи­щен­но­сти, которые не позволяют спокойствию воцариться в вашей душе.
  • Укротите кипящие эмоции. Некоторые чувства, такие как вожделение, зависть и гнев, вызывают смятение и несов­ме­сти­мы со спо­кой­стви­ем. В древних учениях сильное желание считается врагом счастья. Если ценить то, что уже есть, то придет ощущение, что всего достаточно.
  • Окружите себя красотой. Встречаясь с красотой в природе или про­из­ве­де­ни­ях искусства, мы пре­одо­ле­ва­ем границы своей ин­ди­ви­ду­аль­ной иден­тич­но­сти. Учитесь находить красоту во всем – не только в рассвете, который вы встречаете на вершине горы, но и в отпечатках кошачьих лап на пыльной дороге.
  • Примите высшую силу. Чтобы ощущать спокойствие, думайте о том, что намного грандиознее и сильнее вас. Для многих людей такой высшей силой является Бог, кто-то выбирает другие концепции мира. У древ­не­гре­че­ских фи­ло­со­фов-сто­и­ков высшей силой был Логос – Слово. Китайцы говорят о Дао, или Пути. Важно осознать, что вселенная намного больше человека и его забот и она нам непод­власт­на. Это помогает ощутить, как все люди связаны друг с другом тайной жизни; любой из нас является частью нити, тянущейся через бесконечные поколения.
  • Внимательно относитесь к вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям с людьми. Личные связи – это одна из важнейших со­став­ля­ю­щих жизни. Чтобы сохранять хорошие отношения, сдерживайте им­пуль­сив­ные реакции и всегда поступайте в со­от­вет­ствии со своими принципами и идеалами.

Под­дер­жи­вай­те в форме свое тело.

В здоровом теле здоровый дух и здоровый разум. Уинстон Черчилль не отличался спортивной фигурой, но из его биографии мы узнаём, какое значение имела для этого го­су­дар­ствен­но­го деятеля физическая активность. Кем только не был Черчилль за свою насыщенную событиями жизнь: работал военным кор­ре­спон­ден­том, командовал батальоном Ко­ро­лев­ско­го пехотного полка, занимал разные должности в пра­ви­тель­стве Ве­ли­ко­бри­та­нии, в том числе пост пре­мьер-ми­ни­стра. Он всегда очень много работал, но ему удавалось избегать сильного пе­ре­утом­ле­ния – Черчилль ис­клю­чи­тель­но внимательно относился к сохранению и вос­ста­нов­ле­нию своей энергии. Он недолго спал днем и вос­ста­нав­ли­вал­ся во время прогулок, занятий живописью и укладкой кирпича.

Чтобы правильно относиться к своему телу, развивайте такие привычки.

  • Учитесь выжидать и говоритьнет. Иногда самый лучший способ действовать – это бездействие. В войне с Карфагеном римский во­е­на­чаль­ник Фабиус избрал стратегию выжидания. Вместо того чтобы начать битву с войсками Ганнибала, он приказал ничего не делать. Многие римляне посчитали такой приказ трусостью и про­го­ло­со­ва­ли за наступление. В результате римские войска были наголову разбиты. Только тогда стало ясно, в чем была ге­ни­аль­ность стратегии Фабиуса: он исходил из того, что, сделав своим союзником время, он истощит силы противника, который находится вдали от дома и плохо защищен от капризов погоды.
  • Совершайте длительные прогулки. Многие величайшие мыслители говорили о том, что лучшие идеи приходят к ним во время прогулок. Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Никола Тесла, Чарльз Диккенс, Стив Джобс и Мартин Лютер Кинг-млад­ший – все любили подолгу ходить пешком. Ритм и по­вто­ря­ю­щи­е­ся движения при ходьбе дают все, что нужно для спокойствия в микрокосме. Ходьба – отличный способ при­тор­мо­зить гонку, обострить осо­знан­ность и освободить разум от мыслей.
  • Следуйте распорядку. Вос­поль­зуй­тесь пре­иму­ще­ства­ми, которые дают по­вто­ря­ю­щи­е­ся действия, и превратите ежедневные занятия в ритуалы. Четкий распорядок разгружает ум. Вместо того чтобы размышлять о том, чем заняться дальше, мозг рас­кре­по­ща­ет­ся и переходит в более эффективное и про­дук­тив­ное состояние.
  • Избавьтесь от лишнего имущества. Чрезмерное количество вещей становится тяжкой обузой. Пси­хо­ло­ги­че­ский груз владения физическими объектами – поддержание их в порядке, поиск места для их хранения и выплата кредитов, взятых на их при­об­ре­те­ние, – может тянуть вас назад, даже если вам удалось достичь свободы разума и духа. Пе­ре­смот­ри­те свои вещи и выбросите или отдайте то, чем вы не пользуетесь.
  • Находите время, чтобы побыть в одиночестве. Если вы проводите много времени в обществе людей, под­дер­жи­вай­те равновесие, находя возможности побыть наедине с собой. Для этого не нужно от­прав­лять­ся на необитаемый остров. Уединение можно найти в любом месте, где бы вы ни находились. Например, Леонардо да Винчи приходил в монастырь, где он писал “Тайную вечерю”, ранним утром, чтобы побыть наедине со своими мыслями и своей работой.
  • Высыпайтесь. Без до­ста­точ­но­го времени на сон, который восполняет энергию, страдает работа, вы делаете больше ошибок, у вас пропадает позитивный настрой и вы принимаете не самые лучшие решения.
  • Найдите себе хобби. Пе­ре­смот­ри­те свое отношение к досугу. Совсем не обязательно при­рав­ни­вать свободное время к периоду рас­слаб­лен­но­сти, лени и отсутствию про­дук­тив­ной работы. Греки называли досуг словом scholé – школа. Занятия, которым вы посвящаете себя в свободное время, позволяют душе отдохнуть. Например, британский пре­мьер-ми­нистр Уильям Гладстон в качестве отдыха расчищал лес рядом с домом и рубил деревья. Аме­ри­кан­ский композитор Джон Кейдж собирал грибы. Эйнштейн играл на скрипке, а многие японские военные занимались со­став­ле­ни­ем цветочных композиций.
  • Приносите пользу людям своими физическими действиями. Вы по­чув­ству­е­те прилив сил, если будете действовать на пользу окружающим. Участвуйте в бла­го­тво­ри­тель­ных проектах, которые организует ваш город, помогайте людям, которые оказались в опасности или сложных жизненных об­сто­я­тель­ствах, и отстаивайте то, что считаете правильным. Если мы хотим приносить благо и чувствовать удо­вле­тво­ре­ние, мы должны участвовать в добрых делах.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: